Смысл жизни
В чём заключается смысл жизни? “Жизнь, зачем ты мне дана?” (А.С.Пушкин) Этот вопрос задавал себе практически каждый ныне живущий и ранее живший на Земле человек. Как дОлжно жить, что делать, какие проекты в жизни реализовывать, чтобы жизнь была осмысленной? Чтобы было удовлетворение, радость даже в её конце? Об этом настоящий разговор из трёх частей.
Часть 1. ЭкстроПроект – “Дело”!
Время летит
Погружённые в свои житейские проблемы, горести и радости, часто ли мы помним и ценим сам факт нашей жизни?
А ведь, с какой точки зрения ни посмотри каждый из нас получил чудесный дар – возможность жить на этом белом свете.
С точки зрения биологической – огромное количество случайностей должно было совпасть, чтобы мы неслучайно родились. Какова вероятность встречи всех наших родителей и всех пра-пра-пра… родителей ? А вероятность встречи именно этой яйцеклетки с именно этим сперматозоидом, чтобы мы получили свой уникальный набор генов? Кстати, для успешного зачатия в матку должно проникнуть не менее 10 миллионов сперматозоидов, какова конкуренция!
С христианской, религиозной точки зрения, рождение человека – это не случайность, а результат сознательного творческого действия Создателя. «Строматах» Климент Александрийский писал, что само по себе рождение есть таинство творения, а потому «виновником рождения является лишь Бог, тогда как родители являются лишь служителями рождения». Но каков был промысел божий в именно нашем рождении?
Если же верить в реинкарнацию души, то почему наша душа выбрала этих родителей среди миллиардов живущих, выбрала именно этого папу и маму в этом месте и в это время? Почему именно она получила право выбора?
Так или иначе, мы вытянули счастливый билет и пришли в этот мир, чтобы реализовать свой проект под названием «Жизнь». Проект, который, как известно, имеет не только начало, но и конец. И когда жизнь, полная удовольствий и наслаждений либо лишений и страданий, уже почти прожита, человек часто озирается назад и с удивлением понимает, что «есть (был) только миг между прошлым и будущим» (ц.).
Я, будучи молодым человеком, задал как-то вопрос своему 70-летнему отцу: «Батя, а как жизнь прошла, быстро ли, есть ли что вспомнить?» На что он, родившийся в Западной Беларуси, прошедший всю войну с 17-летнего возраста, взявший в свои 21,5 года Берлин в 1945-м, отец шестерых детей, четверо из которых выросли, получили высшее образование и ведут свой жизненный путь сегодня, изобретатель и рационализатор (вот такая насыщенная «приключениями и делами жизнь), ответил: «Сын, жизнь, как комната, в одну дверь вошёл, и вот, во вторую выхожу».
Все мы здесь – странники, время жизни быстротечно. И очень часто в конце наступает разочарование, человек уходит огорчённым. Озираясь на прошедшую жизнь, – с чувством пустоты.
Как быть успешным
Мы приходим в мир, который изобилует ресурсами и возможностями. Но приходим не для того, чтобы только потреблять. Мол, я такой подарок, и поэтому мир мне должен, и вот вы, все должны. Да никто тебе ничего не должен, в том смысле, что не обязан подносить на блюдечке с голубой каёмочкой. Ты действительно можешь получить многое, но для этого, сукин ты сын, ты должен сам, сам, сам приложить усилия. Или ты будешь полезным этому миру, или попадёшь в маргиналы. И не важно, какими достоинствами и прекрасными качествами ты обладаешь. Как говорится, хороший парень – не профессия.
Ты должен реализовать свой преокт, своё предназначение в деятельности, нужной миру. Не имеет значения, в какой форме эта деятельность будет осуществляться – индивидуальной ли, как создателя собственного проекта, коллективной ли, как эффективного члена команды общего дела.
Критерий полноценной реализации этого проекта – наличие значимого результата для этого мира. Масштаб определяется внешними ограничениями. Нужно сделать максимум возможного для своих условий и возможностей.
Реализоваться может как пекарь, всю жизнь снабжающий прекрасным хлебом жителей своей небольшой деревушки, так и создатель сети промышленных пекарен, в которой создаются и применяются новейшие технологии. Но вряд ли можно считать реализовавшим себя профессионально гончара, который делает пару кувшинов в месяц, лишь бы хватило на пропитание денег за их продажу. Какими бы прекрасными его изделия не были, этого недостаточно. Он не сделал для мира столько, сколько был в силах.
Чтобы ЭкстроПроект был успешен, необходимо правильно понять, в чём он, этот ЭкстроПроект, заключается. К чему у человека есть склонности и способности. И далее – всемерно развивать и реализовывать их. Три таинственных процесса, буквально, три дуновения ветра извне и изнутри человека влияют на его развитие, развёртывание его потенциала:
- Процесс развития генетических способностей личности, подаренных Природой. Способности проявляются как в объективных, измеряемых данных, например, музыкальный слух или математические способности, так и в интересе к какому-то занятию.
Помню, в детстве мой друг увлекался радиолюбительством и столярным делом, самозабвенно возился с маленькими деталюшками, что-то вытачивал. И мне также хотелось такого, но не понимал, что он в этом находит. Купил себе инструменты, лобзик, стамески и прочее, решил попробовать. Повозился денёк и бросил. Не понравилось, не моё.
Должен быть драйв от занятий, должно просто изнутри подрывать влечение к делу. Вот на олимпиады ходил как на праздник. Найти решение задачи – это же «Эврика!», озарение, кайф.
Говорят, что в шесть лет жизненный план человека уже сформирован. По большому счёту, согласен с этим.
- Процесс развития личности под влиянием среды – влиянием окружения (родителей, учителей, родственников, друзей, тренеров и т.п.). «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Этот процесс может и идти со знаком “-“, то есть в сторону деградации личности. Задача взрослых создать пространство для развития природных задатков и способностей ребёнка. Всемерно помогать развитию. Давать им пробовать себя в разном и выбирать своё.
По разным причинам не всегда так происходит. Родители могут навязывать свои представления о том, чем ребёнок должен заниматься в жизни, в том числе реализовывать через них свои несбывшиеся детские и юношеские мечты. Мама мечтала стать балериной, но не стала, поэтому дочка должна танцевать с трёх лет, чтобы реализовать её юношеские мечты, потешить её самолюбие. В семье все стоматологи, поэтому сын должен продолжить потомственную династию и поступать в медицинский, хотя у него к этому нет ни малейших наклонностей. Он с раннего детства возился с техникой и мог бы стать прекрасным инженером и изобретателем.
Ещё чаще родителями движут прагматические мотивы – вуз есть в городе, либо профессия кажется востребованной и денежной. Помнится, в девяностые-нулевые годы все стремились стать юристами и экономистами, а потом многие не могли найти работу.
Сейчас в моде лозунг «Пойти в IT». Как программист по первому образованию и более, чем 10-летней практикой, скажу, что с этим будет то же самое, первые признаки уже проявляются. Программисты, по большому счёту, это писари 19 века. А что, они ведь тоже были уважаемыми людьми, каждый приходящий за помощью в написании, составлении нужных бумаг, приносил с собой гуся, кус сала и прочие полезные и недешёвые штуки. Но со временем, с широким распространением грамотности профессия исчезла.
Поэтому идти нужно от себя, своих склонностей и талантов, глубоко вникать в предмет, развиваться в нём, если есть интерес.
Но бывает, что родители, правы. Частая история – родители не пускают свою дочку, мечтающую стать артисткой или певицей, в столицу. Их жизненный опыт подсказывает, что даже при наличии определённых склонностей, шансы достичь успеха у неё практически нулевые, а вот сломать себе жизнь – очень высокие.
Первые два процесса (генетический и среды) запускаются ещё в утробе матери, а потом формируют и доформировывают человека всю его жизнь.
- Процесс саморазвития личности. Этот процесс может начаться уже в возрасте 13-17 лет. А может и позже, либо вообще не начаться. Всё «в руках» человека, всё от него зависит. Может осознанно войти в режим саморазвития и целенаправленно развиваться всю жизнь. Многосторонне развивать свой потенциал, реализовываться в жизни. Даже если родители и педагоги свою роль не сыграли, ответственность за свой путь – личная ответственность.
Уже рассказывал как-то о своих занятиях музыкой (http://adam.by/?p=11024). Поступил без труда в музыкальную школу, хотя конкурс был 15 человек на место. Родители купили баян, который стоил полторы их месячные зарплаты. Но уже в конце 3-го класса бросил музыкалку перед годовыми экзаменами. Даже был наказан раздосадованной мамой. Изначальный интерес к музыке погас, когда пропала романтика и началась техника. Очень хотелось хотелось нормальной мальчишеской жизни… «гонять собак» и футбольный мяч. J
Примерно в то время в руки попала небольшая научно-популярная книжечка «Было ли начало мира» профессора Р.В.Куницкого. Отец, выходец из крестьянской среды, собирал научно-познавательную литературу и эта брошюра стояла на книжной полке. Произошёл культурный шок, книга поразила, шокировала, заставила задуматься о бесконечности пространства и времени. Как это – не может быть начала?! Увлёкся астрономией, мастерил телескопы, ходил в кружок юных астрономов минского планетария, смотрел на звёзды. Даже думал поступать по этому направлению, в СССР тогда было 2-3 вуза, готовивших астрономов. Но классе в 7 понял, что развитие увлечения астрономией – астрофизика – это всё же не то. Опять начиналась техника, и пропала романтика увлечения. Чистая математика оказалась интереснее, романтичнее. Астрономия – ведь только проекция математики на реальность.
Таков, видимо, путь к призванию. Увлечение романтикой профессии, затем уход в её технику и только после прохождения этого этапа, возвращается понимание её истинной романтики и привлекательности.
Те, кто не дошёл до этого третьего этапа, часто разочаровываются в профессии. Что делать в этом случае, когда уже столько времени и ресурсов потрачено на её получение? Иногда не поздно начать всё сначала, и этому есть убедительные примеры.
Да что далеко ходить – в период перестройки очень многие люди начинали жизнь с нуля. Примеров тому много и в нашей компании. Вчерашние математики, биологи, историки освоили совершенно новые профессиональные сферы. Бизнес, кстати, – это сплошная романтика!
Но бывает, что действительно поезд уже ушёл. Той же балериной не станешь, стартовав в 25 лет, и в лётчики после 30-ти тоже не возьмут.
Хирургу, который 20 лет успешно оперировал, вряд ли стоит уходить в музыканты. Даже если он чувствует в музыке своё призвание. Даже если генетически у него есть к прекрасные музыкальные способности. Это – путь к разочарованию. На одного Розенбаума – тысячи пропавших, спившихся несостоявшихся талантов. Не нужно обольщаться, рассчитывая, что тебе повезёт.
Где выход? Можно найти себя на стыке специальностей, в смежных областях. Либо заниматься своей профессией в той области, которая привлекает. Программист, который мечтал о небе, может работать в авиации, например, создавая симуляторы для подготовки пилотов. Бухгалтер, не ставшая балериной – работать в театре по своей специальности, либо открыть свою школу танцев.
Но некоторые люди ищут выход, целиком и полностью погружаясь в своё увлечение. А работа служит им лишь для того, чтобы на эти хобби зарабатывать деньги. Смешно видеть пятидесятилетних байкеров со всей их подростковой атрибутикой.
Это – своего рода болезнь Альцгеймера, раннее стариковское впадание в детство. Игрушки, суррогат, уход от реальной жизни. Либо нужно превращать увлечение в дело, либо оставлять его только в виде небольшого развлечения. Так, упомянутый хирург может использовать музыку для расслабления, либо использовать её в реабилитации пациентов после операций. А бухгалтер – заниматься танцами вместо посещения тренажёрного зала.
Удовлетворённость успешной реализацией проекта жизни
В течение жизни ЭкстроПроект может быть не один, но такой проект – не игрушка, а большое относительно самого человека Дело, в котором он выкладывается полностью, можно сказать, практически абсолютно реализуется. Реализация потенциала – это не о собственном удовольствии, а о пользе для мира.
Реальный результат реализации жизненного проекта – личное или коллективное Дело, приносящее большую пользу миру, природе, близким и не очень близким людям, самому человеку. Именно в таком порядке. Люди высоко оценивают это Дело, его конкретный вклад в нашу общую копилку, копилку человечества и мира.
В реализации такого Дела, получении личного и/или командного результата, и заключается ЭкстроПроект человека. Надо заметить, что термины “личный” или “командный” результат достаточно условны. В любом личном достижении присутствуют и другие люди, общество в целом – семья, педагоги, друзья и т.п. И в любом командном достижении безусловно велика роль личности, – самого человека, достигающего в команде высоких результатов.
Человек, видя этот результат и отношение людей к Делу и к нему самому, справедливо может чувствовать себя удовлетворённым, даже счастливым. Жизненный путь проходится не зря.
Пару примеров успешной реализации ЭкстроПроекта:
Имхо, конечно.
Личная реализация: Сократ, Платон, Леонардо Да Винчи, Иммануил Кант, Пётр Чайковский, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский. Стивен Хокинг.
Коллективная реализация: Александр Македонский, Никола Тесла, Сергей Королёв, Пётр Машеров,
——————————
Спасибо Сильванович Светлане Фёдоровне за помощь в написании статьи!
Адам Петрович, спасибо, отличная статья. А почему ЭкстроПроект, почему именно это название?
для Дмитрий:
Потому что этот проект реализуется во внешнем мире, в экстро-пространстве человека. Есть ещё вторая часть этой статьи, в ней говорится об ИнтроПроекте человека.
Сон
Важнейшая часть жизни это – сон
Когда вселенский разум подключен
Не зря так тихо ночью, и темно
Открыто настежь для общения окно
Понять возможно, то что знаешь сам
Простор доступен к разным чудесам
Тут можно слушать, петь или читать
Но лучше самому участье принимать
Войдя во временной портал
Ты соучастником событий стал
Общаешься в других мирах как свой
Живешь прекрасной жизнью, но другой
Там тело полностью тебе подчинено
Доступные виденья в ярком цвете
Все ощущенья, можно тут переключать
И даже делать изменения в сюжете
Библиотека знаний Мира бесконечна
На все ответы есть, но жизнь беспечна
Дается выбор разобраться
Работать или развлекаться
для Радионов Георгий Николаевич:
Интересно.
Георгий, сам писал? Если “да”, предложи тему третьей части в развитие первых двух. Или даже напиши третью. Тем более, что в первой анонсированы 3 части статьи.
Адам Петрович, рад снова Вас читать
Решил немного поучаствовать в теме “.. что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..” Вторую часть пока не читал, но прокомментирую по итогам первой ) Речь больше всего идёт о профориентации. Когда я работал в Вас в отделе рекламы и PR, часть моей работы была в том, что бы рассматривать запросы по благотворительной помощи. Помню немолодого мужчину из газеты для учителей. Его материалы помогли мне тогда осознать более глубоко своё решение о смене профессии. К тому времени я уже отказался от стези программиста на интуитивном уровне – “не моё” и развивал свою новую профессию – маркетолога. Почитав материалы тогда я понял насколько важно заниматься СВОИМ делом. В детстве мама уговорила пойти на баян в музыкальную школу: будешь на свадьбах играть, хорошо зарабатывать – говорила она мне тогда )) Но, как и в Вашем случае, мяч победил баян . Только баскетбольный ) До сих пор гоняю оранжевого ) Потом я выбрал профессию программиста. Тогда я угадал с перспективностью и востребованностью. Вот только важного не учёл – должна нравиться работа. Продолжая Ваш пример с гончаром, добавлю: если гончару нравится его работа, он не сможет делать горшки только на пропитание. Он станет одним из лучших и откроет сначала гончарную мастерскую, будут ученики, возможно, сеть мастерских. Помню забавную социологию на эту тему. Знаете, почему инфаркты чаще всего случаются именно по понедельникам? Потому что много людей не хотят идти на нелюбимую работу после выходных )) Детям нужно давать пробовать как можно раньше и как можно больше занятий, к которым у них возникло ЛЮБОПЫТСТВО. Попробовали, разочаровались – не беда, идём в следующий кружок, секцию, группу и т.п. Насчёт приоритетов Внешнего Проекта по пользе для Мира и личности. Не всем быть Ломоносовыми и Сахаровыми. Но, как правило, если вы занимаетесь любимым делом, то не сможете не быть успешными и, соответственно, не сможете не стать полезными Миру, т.к. мы живём в социуме и наша личная польза неотъемлима от пользы людей из этого социума. Смысл жизни в самой жизни. Как у самураев – концентрация на процессе не может не принести хороший результат. В учебники попадём не все ) Недавно услышал один ответ на вопрос о том, какую бы жизнь вы хотели. Хочу просыпаться утром радостно, т.к. соскучился по любимой работе, а вечером радостно идти домой к своим близким людям, друзьям. Тема обширная и важная, можно много написать ) Но в конце своего комментария приведу цитату одного бразильца.
Поэма Марио де Андраде (Сан-Паоло 1893-1945) Поэт, писатель, эссеист и музыковед.
Один из основателей бразильского модернизма.
__
Моя душа торопится.
Я подсчитал свои годы и обнаружил, что у меня осталось меньше времени на жизнь, чем прожито.
Я чувствую себя таким ребенком, который выиграл коробку с конфетами: первые съедает с удовольствием, но когда он понимает, что осталось только несколько, то действительно начинает есть их с удовольствием и смакуя.
У меня нет времени для бесконечных конференций, посвященных уставам, законам, процедурам и внутренним правилам, зная, что ничего не будет достигнуто.
У меня нет времени выносить абсурдных людей, которые ведут себя не в соответствии их возрасту.
У меня нет времени на борьбу с посредственностью. Я не хочу быть на собраниях, где накачиваются эго.
Я не могу терпеть манипуляторов и оппортунистов. Меня беспокоят завистливые люди, которые пытаются дискредитировать более способных, чтобы захватить себе их позиции, таланты и достижения.
Мне осталось слишком мало времени, чтобы обсуждать заголовки. Я не хочу этого, потому что моя душа торопится. Слишком мало осталось конфет в упаковке.
Я хочу жить с людьми, которые очень человечны. Люди, которые могут смеяться над своими ошибками, которые достигли своих успехов. Люди, которые понимают свое призвание и не прячутся от своих обязанностей. Те, кто защищают человеческое достоинство и хотят только быть на стороне истины, справедливости и праведности. Это то, что делает жизнь достойной жизни.
Я хочу окружить себя людьми, которые знают, как прикасаться к сердцам других. Люди, которые через тяжелые удары жизни научились расти и сохранили нежные прикосновения души.
Да, я спешу, я спешу жить с интенсивностью, которую может дать только зрелость.
Я стараюсь не тратить зря ни одной из конфет, которые мне оставили. Я уверен, что они будут более вкусными, чем те, которые я уже съел.
Моя цель – достичь конца, в согласии с самим собой, с моими близкими и совестью.
Вы думали, что у вас две жизни, и вдруг вы понимаете, что у вас была и есть только одна.
Я желаю Вам, Адам Петрович, и всем Вашим читателям побольше “вкусных конфет” и “истинного наслаждения” ими )
Peter Diamandis про это толкует. Даже совсем недавно рецептуру выкладывал, и я даже ссылку притяну https://www.diamandis.com/mtp
для Владимир Велич:
Да, Владимир Викторович, “что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы” – нужная позиция. Об этом и вторая часть, и далее…
А конфеты рано или поздно закончатся, сколько их не смакуй Потому и размышления о том, что дальше… за последним кусочком последней конфеты.
для Sergej:
Но всё-таки, Сергей, даже успешного ЭкстроПроекта не достаточно для понимания успешности своей жизненной миссии.