Смысл жизни

Предыдущие части:

Часть 3. Духовный рост. Проект “Бесконечность”

Есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу.
Только в этом одном деле человеку не бывает помехи,

и только от этого дела человеку всегда бывает радостно.
Лев Толстой

В предыдущих двух частях статьи мы говорили о больших жизненных проектах человека – ЭкстроПроекте (реализация в социуме, в Деле) и ИнтроПроекте (создание семьи и воспитание детей). Но есть и третий проект, и он важнее двух первых. Это проект личного духовного развития.

Ввысь!

Человека с ранних лет нечто подталкивает ввысь, как будто кто-то говорит ему: “Не останавливайся, познавай этот мир, вселенную, продвигайся вперёд в своём развитии”. Есть две бесконечности, в направлении которых влечёт человека – бесконечность мира и бесконечность духа. Иные – бесконечность накопления и владения, бесконечность потребления и пр. – обман. Самообман. И если взрослые, взрослый мир не ставит перед ребёнком искусственный барьер, то его рост и познание становится непрерывным. Бесконечным.

Бесконечность в алгебре и геометрии манила в школьные годы, тянула к себе во время учёбы на Факультете прикладной математики.. Также писал в ч.1 об увлечении астрономией в детском и юном возрасте, о том, как манила бесконечность Вселенной. Ведь математика – формальная модель мироустройства. Ребёнок интуитивно ищет её, стремится к ней.

И вот уже наши полуторагодовалые девочки-двойняшки (подумать только, всего ничего возраст!) во время зимних вечерних прогулок с интересом и восторгом наблюдают на морозном небе луну со звёздами. Даже в светлый вечерний закат находят и обращают внимание взрослых на Венеру и маленькие, почти не видимые звёздочки на фоне уличных фонарей и ярких окон домов.

В развитие этого чудесного детского стремления к звёздам и бесконечности обязательно оклеим их спальную комнату маленькими светящимися в темноте звёздочками и луной. Которые уже куплены и торжественно  появятся в детской комнате к их двухлетнему дню рождения. Интересно, вспомнят девчонки это событие потом, во взрослой жизни? :)

Такова природа человека. С самого рождения ему свойственно не ограничиваться только житейским. Он смотрит не только под ноги, но и вверх, стремится к познанию и себя самого, и того, что больше, выше его.

Иммануил Кант: «Две вещи наполняют душу всё новым и нарастающим удивлением и благословением, тем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, – звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

Упомянутый Кантом «моральный закон во мне» – проявление бесконечности человеческого духа.

Духовное развитие. Люди вкладывают в эти понятия разный смысл. Большинство жителей нашей планеты исповедуют какую-то религию и духовное развитие понимают как познание божественного, свой путь и приближение к Богу. Самой массовой религией является христианство (33%), вторая по численности религия – ислам (23%), третья – индуизм (14-15%).

Численность атеистов, отрицающих существование Бога и агностиков, допускающих его существование, но не уверенных в этом, оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты.

Люди неверующие духовное развитие обычно понимают как познание себя, нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие, как творчество и реализацию своего физического и интеллектуального потенциала. Но и все религии также признают необходимость внутренней работы и самосовершенствования человека.

О науке и вере (религии)

Вера – бесценный дар, а не результат интеллектуальной работы. Путь сердца, а не рассудка. Невозможно никого убедить верить или не верить в существование Высшей Инстанции, приводя логические построения, доказательства и факты. Наоборот, зачастую образованность и самоуверенность только мешают, а помогают – простосердечность, доверчивость в жизни, в движении вверх.

Мой старший родственник (увы, его уже нет в нашем мире) – образованнейший учёный-физик, учёный секретарь Совета по защите диссертаций БелГосУниверситета, через экспертизу которого прошли около 60-ти докторских и около 300-т кандидатских диссертаций. В одной из наших дискуссий на тему “наука и вера” как-то грустно мне сказал: «Я слишком много знаю, чтобы поверить». Зная, что впереди по его мировоззрению пустота, хотел бы видеть эту вечность, но был не в состоянии выйти за пределы формальных знаний. Ещё один приятель, дипломированный специалист говорил: «Я понимаю, что было бы легче жить с верой в Бога, … но не могу себя убедить, не могу заставить поверить».

Многие учёные органично совмещают в своём мировоззрении науку и религию. Согласно опросу, проведённому Элейн Экланд (2005-2009 гг.) чуть больше половины (51 % ) учёных верят в божество или высшую силу в той или иной форме. В частности, 33% учёных утверждают, что верят в Бога, а 18% заявляют, что верят во «всеобщий дух» или «высшую силу». В ходе опроса 9 422 физиков и биологов во Франции, Гонконге, Индии, Италии, Тайване, Турции, Великобритании и США выяснилось, что только меньшинство специалистов находят конфликт между религией и наукой.

Известно, что Ньютон исследовал Библию, объем его текстов по исследованию Писания превосходит объем его научных текстов.

Лауреат Нобелевской премии по физике Макс Планк: «Религия, и наука требуют для своего обоснования веры в Бога. Для первой Бог стоит в начале, для второй – в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки – венец разработки миросозерцания».

А вот что сказал наш современник, гениальный Стивен Хокин: «Трудно обсуждать возникновение вселенной, не используя понятия о Боге. Мои исследования возникновения вселенной находятся в пограничной полосе между наукой и религией, но я стараюсь оставаться на научной стороне. Вполне возможно, что Бог действует таким способом, который не описывается научными законами, но в таком случае человеку остается полагаться только на собственную веру».

Августин Блаженный: «Там, где кончается разум, начинается вера».

Только интеллектом Бога не постичь, это невозможно, если ты не способен на прозрение. Как ребёнку его интеллектом невозможно понять, познать мир взрослых, так и любому человеку, независимо от возраста и образования, интеллектом, с помощью научного знания невозможно познать Всё.

Как поверить? И можно ли проверить?

Паисий Святогорец: «Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью внешних научных теорий, похож на того глупца, который хочет увидеть Рай в телескоп».

Как же прийти к вере? Да просто держать сердце и глаза открытыми. Бог разговаривает с нами языком жизненных обстоятельств.

В моей жизни было несколько случаев проявления чрезвычайных и ярких жизненных обстоятельств. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что однажды в возрасте 23-х лет от мгновенной смерти отделяла доля секунды. И ещё несколько раз были серьёзные предостережения и подсказки свыше, которые радикально изменили ход жизни

В такие моменты, в таких обстоятельствах начинаешь осознавать не только конечность жизни, но и то, что она сохранена тебе или ход её перенаправлен не просто так, а для какой-то цели. Закоренелый материалист скажет: «Случайность, просто повезло». :)

За суетой и мишурой жизни мы обычно и не обращаем внимания на неслучайные случайности, не замечаем важные подсказки. Не обращаем внимания не только на шёпот, но даже на громыхание жизненных обстоятельств.

«Всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют» (Мф7:8)

Как на вершину горы ведёт много разных тропинок, так и в духовном развитии возможны разные пути.

Обрядность – один из шагов, помогающий вступить на духовную дорогу. Даже если сначала это только дань культурной традиции, обычаям и является формой, формальностью. Она образует своего рода колею, помогающую верующему пройти все этапы его земной жизни, не сбиваясь с пути. Но не только. С помощью обрядов создаётся особое состояние души, способствующее более глубокому пониманию вещей. Со временем посеянные семена могут дать всходы, и форма начнёт наполняться духовным содержанием.

Наши предки, создававшие такие традиции, сделали очень много для будущих поколений. Духовные традиции народа позволяют уже с детства приобщаться к тому, что будет открываться и наполняться смыслом всю жизнь. Задача родителей – не лишать ребёнка возможности приобщаться к этим традициям с малолетства.

Во всех конфессиях есть яркие праздники, к которым люди готовятся и которых ждут. Часто они связаны с сезонными традиционными работами в поле, сменой сезонов года, либо связаны с событиями, отражёнными в священных книгах.

Праздники становятся частью культуры, обычно являются государственными праздниками и часто выходными днями, и их отмечают тем или иным образом, подавляющее большинство жителей, верующие и неверующие.

Помню, как в детстве, не имея ещё особого представления о смысле праздника Пасхи, мы бежали к двоюродным братьям и сёстрам, чтобы биться крашеными куриными яйцами, – у кого окажутся крепче. Благо, жили тогда в трёх соседних частных домах на окраине Минска.

Религиозные обряды существуют во всех религиях для наиболее значительных вех и событий в жизни человека – рождение, бракосочетание, смерть. Эти обряды, ставшие уже в значительной степени и светскими традициями, дают опору, общественную поддержку и понимание, как действовать.

Ведут по духовному пути и духовники, наставники, учителя, гуру. Они необходимы всем, за очень редким исключением. Идеально, если такая личность является Учителем по жизни, которого, возможно, ученик когда-то сможет превзойти. Учитель может представлять собой не только одного человека, но и собирательный образ, и череду фигур.

Известно выражение, что Учитель приходит, когда ученик готов. То есть роль ученика не пассивна, а активна. Ученик сам должен ставить вопросы и искать на них ответы, в нём должно быть стремление к росту.

Свами Вивекананда: «Ты должен расти изнутри. Никто не может научить тебя, никто не может сделать тебя духовным».

Отказ от духовного наставника – проявление гордыни. «Я, дескать, сам разберусь, не нужны мне посредники, поводыри и провожатые». Хочется поинтересоваться, а законы Пифагора, Ньютона и остальные ты тоже будешь сам заново открывать и доказывать? Или воспользуешься накопленными человечеством знаниями? Мы ведь стоим на плечах своих предков и призваны двигаться дальше. Если каждое поколение будет всё изобретать с нуля, движения вверх не будет ни в одной сфере. В духовной, в том числе, которая в широком понимании является познанием мира.

Кроме соблюдения обрядов и духовного наставника, помогают этому познанию:

– чтение и осмысление специальной литературы, в том числе изучение священных книг.

– общение с людьми, ищущими ответы на те же вопросы,

– посещение особых мест (для кого-то это Иерусалим, для кого-то Тибет, для кого-то маленькая деревенская церквушка и т.п.).

У «последней» черты

Третий проект не так очевиден, как первые два проекта, ведь объективных логически выверенных критериев его выполнения нет и быть не может в нашей земной жизни. Результаты духовной работы нельзя «пощупать» и измерить. Но! Есть один субъективный критерий – внутреннее состояние человека в течение жизни и, особенно, в её конце. Внутреннее состояние проявляется и вовне, считывается окружающими.

И невозможно, чтобы злой, суетливый, жестокий, нервный или испуганный человек значимо продвинулся на пути духовной реализации. Черты того, кому это удалось, – доброта, мудрость, уверенность и оптимизм, растущие всю жизнь, до самого преклонного возраста.  Эти люди излучают свет и любовь ко всему живому и миру в целом, они никого не судят и принимают реальность такой, какая она есть. Даже когда они деятельны и энергичны, внутренне – спокойны всегда, при любых обстоятельствах. Подобно уверенному в своей миссии солдату, который двигается вперёд, получает удары и раны, но при этом уверен в победе и неуклонно идёт к своей цели.

Только ребёнок думает: «Все умрут, а я останусь». :) Когда жизнь близится к закату, человеку свойственно подводить итоги. Посмотрим, что ждёт уходящего, в зависимости от того, удалось ли ему реализовать жизненные проекты.

Человек без Веры подобен страусу, засунувшему голову в песок. Пока молод, умён, здоров и силён, материальный мир постоянно манит к себе, подсказывает: “Бери от жизни всё,. наслаждайся, пока можешь, на то она и жизнь!”. Но приходит время, и тот же материальный мир сильно бьёт по филейной части такого “берущего”… или “бравшего всё” в его былые времена. А в настроении, отношении к жизни появляется грусть и разочарование.

Человек всегда уходит из жизни огорчённым, если в его картине мира жизнь конечна. Даже если он в полной мере реализовал один либо оба первых проекта, какой в них смысл? Ведь всё для него заканчивается. Вселенная умирает вместе с ним. Часто приходится слышать, что смысл жизни – дети. Хорошо, вот твой ИнтроПроект «Семья» реализован, а ведь через какое-то время всё закончится для твоих детей, а потом и для внуков. Все твои потомки превратятся в ничто, в прах, что драматически девальвирует саму эту цель.

“Продвинутому” атеисту и агностику не помогут ни увлечение ЗОЖ, ни стремление продлить жизнь за счёт медицины и науки. И пусть получится добиться долгой жизни, бессмертия-то не будет. Ведя здоровый образ жизни и серьёзно относясь к другим аспектам здоровья, личную бесконечность в этом материальном мире не получишь. Вопрос “что это было?” неизбежно встанет в конце пути.

Паисий Святогорец: «Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него есть всё, чего ни пожелает душа, – то надо знать, что у него нет Бога. В конце концов, от богатства люди тоже мучаются. Ведь материальные блага оставляют их внутренне пустыми, и они мучаются вдвойне».

Но и верующий человек, не реализовавший первые два проекта, страдает при жизни и также уходит разочарованным. Для чего он жил? Почему не смог? Почему был эгоистом, потребителем мирских благ и удовольствий? Почему разбазарил отведённое судьбой время? Да и что это была за вера, если она привела его к такому результату? Тут нужно оговориться: исключением является только ситуация, когда человек осознанно отказывается от реализации первых двух проектов, чтобы всего себя посвятить проекту третьему. Таков путь монашества.

Лао-цзы: «Кто знает, что, умирая, он не уничтожается, – вечен».

И только искренне верующий (любой конфессии), по-настоящему духовный человек, реализовавший первые два проекта, уходит умиротворённым. Он выполнил свою миссию на Земле. Он уходит, но его путь бесконечен. Окончание одного этапа вечной жизни – начало нового …

P.S. Этот цикл из 3-х статей по своей сути – оптимистичен. Очень оптимистичен. Особенно 3-я часть. :)

——————————

Спасибо Сильванович Светлане Фёдоровне за помощь в написании статьи!

 

Комментарии
  • avatar
    Татьяна Фадеева

    Адам Петрович, с интересом прочитала три ваших последних поста, смысл которых сводится к поиску ответа на вопрос: В чем смысл жизни?
    Вы очень классно и разносторонне рассуждаете о вопросах веры и духовности в третьем посте. Хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу.
    На мой взгляд, размышляя о смысле жизни, на первое место нужно ставить третий пост. Потому что от того, каких взглядов на мир придерживается человек, какова его вера и убеждения, так будут строиться и его проекты “Дело” и “Семья”.
    Главной, лежащей в основе выбора концепций поведения в разных сферах, является точка зрения на происхождение человека. В нашем обществе существует два главенствующих взгляда по этому вопросу.

    1. Человек возник в ходе длительных эволюционных процессов.

    Теория эволюции подробно объясняет, что мир развивался от простого к сложному. А все люди произошли от какой-то сообразительной обезьяны, которая взяла в руки палку, как орудие труда, сразу сильно поумнела и превратилась в человека.
    Материалистическая картина мира строится на тезисе — материя первична, сознание вторично. Все происходящие в мире процессы базируются на диалектике, законах движения и развития природы, общества и мышления, путем вскрытия и преодоления внутренних и внешних противоречий.
    Люди, придерживающихся такой точки зрения на мироустройство, считают, что они в жизни самые главные. Могут делать что считают нужным.
    Они от всяких ограничений свободны. Позиция сторонников эволюционных теорий такова: все творение – результат случайности, взрыва, хаотичности и причудливой игры эволюционных процессов.
    Что следует из принятия такой точки зрения? Очевидно: как хочешь, так и живи. Все случайно, а значит, все можно. Все равно все умрем. Все ограничения придумали слабые. Выживает сильнейший, согласно Чарльзу Дарвину.
    Большинство так и живет. Ставят себе цели, достигают их, а потом, понимая, что жизнь конечна и несметные сокровища смысла существованию не добавили, пускают себе пулю в лоб.
    Найти истинный смысл жизни материалисту невозможно. Он довольствуется промежуточными результатами от достижения иногда впечатляющих целей. Но истинного смысла так и не находит. Потому что ищет не в той системе координат, где смысл жизни человека находится.

    2. Человека создал Бог.

    Мир, согласно Библии, был сотворен Господом, что описано в книге Бытие (1:1-25) В шестой день творения Бог создал человека (Быт 1:26).
    Бог управляет Своим творением и хранит его. Смысл творения во взаимоотношениях человека и Бога. Творение создано и существует не просто само по себе без всякой цели, а с целью взаимоотношений с Богом. При этом истинная цель творения в том, чтобы Бог прославился.
    Бог создает каждого человека с определённым планом на его жизнь. И в начале жизни все люди добрые, хорошие, искренние. Понаблюдав за детьми, можно в этом убедиться.
    В нашем обществе никто не объясняет человеку понятие греха и его последствий. И человек начинает грешить, чем разрывает связь с Богом.
    Потом многие осознают последствия этого разрыва, каются, принимают в сердце Иисуса, живут и стараются не грешить (я в числе таких счастливчиков).

    Какой выбор, такой и результат.

    От того, какой точки зрения на происхождение человека придерживается конкретная личность, зависит вся жизнь.
    У верующего в сознании существуют ограничения, которые он не может игнорировать — это заповеди, которые дал Господь.
    Бог создал человека, наделив его свободой выбора, и человек волен выбирать, с какими идеями, дающими о себе знать в его голове, он может соглашаться, а с какими — не соглашаться. Это тоже очевидный факт.
    Верующие люди знают, что когда их физическое существование прекратится, душа уйдёт в вечность и будет продолжать своё существование там.
    Большинство неверующих живёт с мыслью: один раз живем, и как рекомендовал пан Сусик в фильме Трембита: “Мой папа, чистейшей души человек, от запора умер, говорил мне: Сусик, рви, обманывай, хватай, только стань порядочным человеком”.
    Бог дал нам свободу выбора.

    Люди не хотят принимать в своё сердце Бога, на мой взгляд, во многом потому что не хотят приносить в свою жизнь ограничения. Многие считают, что выпивать, курить, прелюбодействовать, обманывать, сквернословить — нормально. Это значит, что они свободны и вольны делать то, что хотят. Большинство стоит на этой точке зрения.
    Как следствие, проекты “Дело” и “Семья” часто имеют не те результаты, которые бы хотелось получить их авторам.
    Как человек, имеющий почти 20 лет стажа христианской жизни, могу сказать: Жизнь с Иисусом — это жизнь в свободе от греха.
    Каждый выбирает для себя сам лично, какая свобода для него лучше — во грехе или без греха.
    Когда человек перестаёт надеяться на свои силы, оставляет мысли, что может сам изменить ситуацию к лучшему и начинает следовать за Богом, его жизнь постепенно меняется в лучшую сторону. Причем так, как он и представить себе не мог. Главное, что он получает — понимание смысла своей жизни и мир в сердце. Мир с Богом, с собой и другими людьми.
    В Библии сказано: «Вода произвела рыб… земля произвела скотов и зверей… Бог сотворил человека» (Бытие 1: 21; 24; 27).
    Рыба не может жить вне воды, это ее стихия. Животное должно дышать воздухом. Если корову поместить в воду, она погибнет. Человек — творение Божье. Он живет полноценной жизнью, не задыхаясь и не захлебываясь, только когда имеет в своём сердце мир с Богом.

    Чтобы этот мир получить, мало просто читать Священные книги и быть посетителем какой-то церкви. Нужно изучать Бога и служить ему по мере сил.
    Я, например, окончила Библейскую школу, потом Теологический инстиут, получила степень Бакалавра христианского богословия. Поэтому знаю и понимаю о чём говорю.
    Вы в третьем посте пишите совершенно правильно: Заставить себя поверить невозможно. Это правда. Апостол Павел учил: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (к Евреям 11:1 ).

    Высказала свою точку зрения. С ней можно соглашаться или не соглашаться, но если вопрос о смысле жизни встаёт ребром, думаю, стоит искать ответ у Создателя.

  • avatar
    А.П.

    для Татьяна Фадеева:
    Татьяна Борисовна, по-сути, согласен с вашим видением смысла жизни. Поясню, почему был выбран именно такой порядок изложения трёх частей статьи, трёх Пректов жизни.

    Их последовательность “Дело” – “Семья” – “Бесконечность” – естественный процесс становления ищущей личности. В том числе и для последних поколений, воспитанных обществом в духе атеизма. Потому каждая из трёх частей заканчивается мыслью: “Вот, нашёл, исполнил своё предназначение в этом мире”. Но в начале второй и третьей части в ответ на эту мысль следует возражение: “Нет, это не всё то, для чего ты очутился здесь”. И далее – размышление о следующем Проекте.
    Собственно, третий Проект не может быть закончен, как не может быть достигнута и математическая бесконечность. В отличие от первых двух Проектов, процесс вечен. Потому и назван так.

    Чтобы не было споров и возражений с точки зрения конкретной веры и конфессии, в статье не затронута тема их истинности.

  • Выбрать аватар
    Петрыкин

    для Татьяна Фадеева:
    Татьяна, о конкретной форме верования, хорошо изложено:

    Палец, указывающий на луну.
    https://dzen.ru/a/ZGr8hBEqSzYc2PEy

    Вы задумывались когда-нибудь о том, почему на земле существует так много религий, мировоззрений, учений, священных писаний и текстов, так много древних мудрецов и новоиспеченных мессий?
    И все они говорят по-разному. А люди слушают то одного, то – другого и выбирают кому верить. У каждого мудреца – свои почитатели, которые убеждены в том, что именно им повезло узнать самую истинную истину.
    Они спорят с приверженцами других религий и учений и пытаются переубедить их, так как уверены, что те другие – ошибаются…
    Но, важно понимать, что:
    Истина – одна, а вот описаний истины может быть много.
    Кому-то понятнее одно описание, кому-то – другое. Кто-то описывает истину с помощью науки, кто-то – с помощью религии, кто-то использует мистику, сказочную реальность, литературу, поэзию, музыку, и другие творческие искусства.
    Гаутами Будда однажды сказал своим ученикам:
    “Я всего-лишь могу показать пальцем на луну. Палец – это не луна. Смотрите на луну, а не на мой палец.”
    Но люди не понимают. Они смотрят на “палец”, который искусные ораторы украшают словесными изысками, используют приемы манипуляций, чтобы люди верили именно им. Они создают лживые учения и ведут за собой массы людей, используя их для своих корыстных целей.
    Есть только один способ отличить лживые учения от истинных:
    Увидеть “луну”.
    Это происходит само, когда человек готов. А пока мы смотрим на разные “пальцы”. Какие-то из-них указывают на луну, другие – на указатели, которые указывают на луну, а многие – никуда не указывают, а манят нас в разнообразные ловушки.
    Кто-то из мудрецов сказал:
    “Мысль изреченная, есть – ложь”.
    А все потому, что слова не могут точно отражать смыслы. Гениальные писатели и поэты с помощью слов могут приблизиться к истине, но слова все-равно остаются только указателями на истину.
    Понимание истины – это озарение. Когда, вроде простая фраза, которую ты давно знал, которую повторяют все и везде, вдруг доходит до самой глубины сознания и открывает новые смыслы.
    Слова имеют многослойную структуру. Есть поверхностные смыслы, а есть более глубокие, которые приближают нас к истине.
    А вот сама истина – бессловесна. Это – ощущение прикосновения к Тайне.

  • Выбрать аватар

    Подписаться, не комментируя