Образование в жизни


Часть 1. О математике в жизни

Друзья, несколько дней назад в СМИ прошла информация о роли математики в наше время. Президент США лично анонсировал будущее лидерство своей страны в области математического и научного образования. Что ж, хорошо.

В 90-х волею судьбы мне пришлось довольно близко познакомиться с системой образования западного мира в Европе и в большей степени в самой Америке. Имея базовое математическое образование, обратил внимание на особенность среднего и высшего образования «у них». На систему обучения тратятся немалые средства, и бросилось в глаза, что дети и студенты готовятся стать специалистами скорее узкого профиля и специализации. По крайней мере, в системе бюджетных и частных средних и высших учебных заведений, с программами обучения которых мне довелось ознакомиться. Закрытые и элитные учебные заведения не попали в поле зрения, соответственно мнения не имею. Достоинство такого подхода к обучению у «них» – конкретика и прагматичность, на выходе из университета-колледжа появляется практически готовый специалист.

Нам, студентам СССР, давали больше фундаментальных знаний широкого профиля, не забывая и о направлениях специализации. Выпускник вуза «приземлял» полученные общие знания на конкретику производства своего предприятия. Бывали и издержки, когда на предприятии говорили молодому специалисту примерно так: «Всё, чему тебя учили, забудь и учись работе заново, с нуля». Достоинство «нашей» системы обучения – выпускник, имея широкую и глубокую базовую подготовку и навыки, готов к быстрому изучению любых смежных и далёких областей деятельности.

Понятно, есть противоречие между узкой специализацией и широкой унификацией знаний и умений. Известна шутка, что в своём пределе узкая специализация даёт знание всего ни о чём (как у «них»), а широкая унификация – ничего обо всём (как у «нас»).

А, вообще-то, математика как никакая другая точная наука даёт человеку знания о сущности мироустройства. Далее – физика, химия, биология и другие. Так что господин Обама правильно расставляет акценты – без знания математики и других фундаментальных наук инженеры и специалисты будут только винтиками, не способными обеспечить серьёзный рост страны. И не только в 21-м веке. К слову, и в частной жизни математическое образование полезно. Человек с такими знаниями привыкает последовательно, системно мыслить и подходить к многим жизненным ситуациям, чаще делает правильные выводы, понимая природу причинно-следственных отношений в мире. Моя сестра после знакомства с выпускницами ФПМ на работе удивлённо отметила их отличие от других женщин. Как она сказала, они ведут себя более логично, последовательно и доброжелательно. Одну мою однокурсницу до сих пор называет «царица Тамара».

Из шуток математиков:

Скачать: Обама о математике

Комментарии оставляем здесь.

Следующие части:
Добавить в Twitter ВКонтакте Я.ру Мой Мир livejournal.com FaceBook