Авторитет руководителя: уважение подчинённых и признание своих ошибок
Уважаемые коллеги, на неделе дважды участвовал в разговоре на тему управления и управленческих ошибок. В очередной раз словил себя на мысли, что мы, руководители, осознанно или неосознанно показываем своё превосходство над нашими сотрудниками. По делу и не по делу.
Разберём складывающуюся при этом ситуацию.
Вариант 1: если руководитель прав по сути рассматриваемого вопроса, то вроде как и ничего страшного, «на то я и лидер, чтобы быть лучше и умнее своих подчинённых».
Вариант 2: если правда на стороне подчинённого, то нельзя допустить падения авторитета руководителя, и начальник всеми силами доказывает свою правоту и сотруднику, и другим присутствующим членам коллектива.
Это на первый взгляд.
А теперь посмотрим, что же дальше происходит вслед за победой (вариант 1) или «победой» (вариант 2) меня как руководителя над ним, моим сотрудником?
Вариант 1: дистанция между руководителем и подчинённым не сокращается, а вырастает, руководитель вынужден и дальше решать вопросы за подчинённых. Раз такой умный. Эффективность работы подразделения не растёт, а порой и падает, ну правда, не может же один человек тянуть на себе всю работу. Подчинённые, к слову, тоже не против, пусть он и работает, а мы о футболе, шмотках, или просто в компьютерных играх оттянемся. Авторитет руководителя как лидера не растёт, растёт его авторитет как специалиста, а это надо? Знаю такого директора с 80-х годов прошлого века. Большой умница и до сих пор тянет на себе воз работы с недосыпанием и хроническим переутомлением. Результаты его фирмы неплохие, средние, но роста нет.
Вариант 2: подчинённый, понимая свою правоту и одновременно понимая, что «он начальник, я дурак», отходит в сторону и в дальнейшем либо старается не связываться, либо спорит и опять получает результат варианта 2. В отличие от варианта 1 эффективность работы подразделения реально падает, ведь не самый компетентный человек в подразделении (руководитель) даёт на-гора не самый лучший, а порой и худший результат. Авторитет руководителя как лидера-администратора и как профессионала падает.
Вывод, о котором приходится часто напоминать «умным» руководителям: не старайтесь быть умнее своих сотрудников, специальные вопросы – их дело.
И ещё: не бойтесь признавать свои ошибки. Публично. На самом деле признание своей неправоты свидетельствует о силе и уверенности любого, в том числе и руководителя. Уважения только прибавляется.
И ещё раз ещё: чтобы не попадать часто в такую ситуацию, не спорьте с подчинёнными на специальные темы, не умничайте, а ставьте задачи и контролируйте результат.
Конечно, лучше ошибаться пореже, но все мы люди и все несовершенны, ошибаться будем обязательно. Важно правильно относится к своим ошибкам.
И ещё, о чём говорится постоянно: главное богатство, главный капитал в нашей жизни не то, о чём постоянно приходится слышать из «ящика», в разговорах, читать в СМИ. Главный капитал – люди, которые нас окружают, которым мы помогаем, которые могут в нужный момент и нам подставить своё плечо. Наши родные, близкие, друзья, коллеги по работе.
Любите свою работу и своих коллег, уважайте их и вы получите прекрасный результат. :-)
Хорошая тема
Интересно
Вот и мой начальник больше по варианту 2 работает.
Излишняя разговорчивость начальства по специальной теме является, обычно, признаком неуверенности и, тем самым, желания ее скрыть и достичь уверенности посредством внешнего давления.
Вот бы мой директор это прочитал… :roll:
Комментарии справедливы, но иногда:
Цитата из поста 01.11.2010.: “В случае обучения или стажировки сотрудника нужно держать в поле зрения все аспекты его деятельности”. Это случай, когда необходима “разговорчивость начальства по специальной теме”. Учить и делать новичка специалистом нужно.
Часто, также, сотрудники резко и несправедливо критикуют начальников, не представляя задач и мотивов действий последних. Сам бывал в своё время таким сотрудником, что понял впоследствии.
Непонимание мотивов и задач начальников не является уникальной “особенностью” подчиненных. Ведь нельзя про начальников сказать, что они всегда понимают мотивы своих подчиненных. С другой стороны, в силу своей видимости начальники должны уметь переживать критику. Кроме того, не зря ведь их “труд” оценивается дороже.
У бизнес-консультанта Радислава Гандапаса вычитал формулу: “слуга царю, отец солдатам”. Я понимаю её так: руководитель – умный человек, разделяющий цели работы своей организации и добивающийся их выполнения. И, не вникая в технические детали работы подчинённых, ведёт их и подразделение/организацию к целям организации. Данный пост написан не для такого руководителя, у него и так всё в порядке. По-отечески хлебает суп из одного котелка со всеми и стоит выше бессмысленных споров.
Помните притчу, звучит примерно так:
“В мои 7 лет, мой папа был очень умный, я слушал его, раскрыв рот. В 15 он здорово поглупел и перестал что-либо понимать в жизни. В мои 20 он начал исправляться. В 30 я учился у него. Мне исполнилось 40 лет и не с кем стало советоваться”.
Подобный 15-летний тинейджерский подход порой встречается у сотрудников. В деле/проекте споры и критика хороши до момента принятия решения. А решение по долгу службы принимает руководитель. Он же и отвечает за результаты. После чего каждый из сотрудников может быть согласным или не согласным, а выполнять решение обязан. Не дело руководителя быть популистом и нравиться всем. Но в то же время создавать обстановку общего труда и доброжелательности нужно.
Я склоняюсь к варианту 1, но с условием: как и в какой форме руководительдоказал и убедил подчиненных в своей правоте. Иногда бывают ситуации когда надо принять решение и всю ответственность на себя, в случае ограниченности времени и информации, тогда надо быть “диктатором”.