Конструктивная критика на работе и дома
Тема отношений с людьми и критики сотрудников и нижестоящих руководителей у нас уже звучала (см. пост «Как ругать подчинённых» от 15.09.2005г.). Вообще-то в жизни важно тонко подходить к вопросу донесения отрицательной и критической информации до любого собеседника. Особенно при общении с родными и близкими людьми.
Как-то были в командировке в Днепропетровске. Успешный руководитель крупного предприятия в разговоре на поднятую сегодня тему выразился примерно так: «Никогда не говорите «нет». Слово «да» легче и приятней воспринимается. В конце концов, в «да» две буквы, а в «нет» три буквы. Соответственно, проще сказать «да». По крайней мере стоит с «да» подачу начать информации или свой ответ на заданный вопрос. Что не означает соглашательства. Конечно, доносить информацию легче и продуктивнее на позитиве. Однако, к произносимому девушками чёткому «нет» сказанное совершенно не относится.
Скачать: Брайан Трейси Саботаж успеха
Вот бы все руководители так думали. Мир стал бы на много добрей и справедливее
По моему мнению часто говорят “Нет” потому, что за этим словом нет ответственности. Ответственность наступает только за сказанное “Да”. И еще, часто наказание за ошибочное действие многократно превышает наказание за бездеятельность.
Все относительно. Критика (конструктивная ) тоже полезна, как и говорить нет. Есть целая теория – чтобы выиграть переговоры – сначала скажите “нет”. Если клиент просит скидку – дать или нет? Как говорят за дешево любой продаст. Так стоит ли говорить всегда “да”? Встречаются люди, которые просто не умеют говорить “нет” и страдают из-за этого. Для многих проблема сказать “нет” начальнику, хотя это для дела.
Екатерина II часто страдала оттого, что не могла никому отказать, и придумала вот что. Когда к царице обращались с очередной просьбой, она тут же набирала в рот воды и несколько минут гуляла по дворцу, досконально обдумывая свое решение. Выплюнув воду, Екатерина Великая чаще всего отвечала: “Нет!”
Так что конструктивное “нет” тоже полезно.
для the one:
Вы только подтверждаете, что к дамам “вышесказанное совершенно не относится”.
Если чуть серьёзнее, то, безусловно, соглашательство недопустимо. Предмет настоящего поста – не отсутствие слова “нет” в нашей речи, а то, как лучше доносить информацию. Можно и нежёстко, не вызывая реакцию отторжения тоном и фразами типа “Я сказал так, и слушать не хочу!”, “Кому я сказал?!”, “Нет-нет, ни за что”. Руководя людьми, неоднократно убеждался в эффективности такого подхода. Вместо жёсткого и грубого отрицания можно сказать просто “не стоит так делать” или “знаете, есть ещё варианты, давайте их рассмотрим”.
Это же касается и внеслужебных отношений, разговоров с близкими людьми, особенно с детьми и особенно в их переходном, подростковом возрасте. Всегда можно мягко уберечь ребёнка от неправильных действий.
Хотя бывают ситуации, когда твёрдое “нет” необходимо. Когда необходимо абсолютное отрицание. Но бывают очень-очень нечасто.
У нас на работе парень говорит “нет, ну так да”, когда начинает фразу, соглашаясь с кем-то. Звучит нормально, хоть начинается на “нет”.
А вообще то некоторые люди могут страдать и от частого употребления слова “нет”. Причем, если те, кто не может отказать и говорит “да”, приносят больше вреда делу, то те, кто часто говорит “нет”, приносят больше вреда себе лично.
Рассуждать о том, что лучше да или нет без конкретной ситуации также как говорить о том к примеру, что лучше дождь или снег. Главное понять мотивацию собеседника и увидить ситуацию его глазами. А потом выбирать схему поведения.
…когда люди указывают нам на дурные свойства и пороки, которыми мы действительно страдаем, они не только не причиняют нам зла, ибо ничуть не повинны в этих недостатках, но, напротив того, де¬лают добро, помогая исцелиться от злого недуга — неведения собственных несовершенств. Мы не должны сердиться на тех, кто видит наши слабости и презирает нас, ибо сама справедливость требует и чтобы люди нас знали, и чтобы относились с презрением, если мы заслуживаем презрения.
-Паскаль-
“Нет”” позволяет подчиненному избежать манипуляции со стороны начальника. Но, еще лучше говорить в трудных ситуациях: “Я не готов на Ваш вопрос ответить! Надо подумать!”