Сначала КТО, а затем ЧТО. Коллективизм – важное профессиональное качество
Предыдущие части:Часть 2. С точки зрения диалектики
Умничаем
С точки зрения диалектики процессы в мире проходят 3 этапа «От – Через – К». ОТ исходного состояния ЧЕРЕЗ промежуточное состояние К финальному состоянию процесса. Финальное состояние процесса содержит в себе качества исходного и промежуточного состояний в их гармоничном сочетании на новом уровне. Человек как социальное явление в процессе своего развития проходит через те же три этапа:
1. Тезис (От) Ребёнок полностью зависимый
2. Антитезис (Через) Индивидуал ярко выраженный
3. Синтез (К) Член коллектива
На этапе 1 человек – полностью зависимое от взрослых существо. На этапе 2 человек – бунтарь, протестующий против диктата взрослых и вышестоящих в иерархии людей, полностью противоположный человеку 1-го этапа. Человек 3-го этапа сознательно отдаёт коллективу часть своей независимости. Т.е. он одновременно является самостоятельным, свободным (2-й этап) и зависимым членом коллектива (1-й этап). А в итоге получает в составе коллектива сверхрезультат от своей деятельности.
Мы видим немалое количество прошедших через первые два этапа, разобравшихся в их ограниченности и вступивших на этап «К», этап «Синтез». Люди коллектива, синтезировавшие, создавшие в себе новое качество, сознательно отдающие часть своего суверенитета и получающие в составе группы дополнительную положительную отдачу. Коллективисты – люди как высокого, так и небольшого формального образовательного уровня. Отдающие не только суверенитет, но и имеющиеся в распоряжении ресурсы – собственность, время и т.п. И получающие кратный результат от общей совместной деятельности.
Сегодня практически каждый профессионал для достижения высокого уровня своей деятельности должен интегрироваться с представителями других профессий, работать в составе групп. И проявляемые коллективные, командные качества существенно увеличивают результаты совместного и индивидуального труда.
Сказанное «человек 3-го этапа» относится не к каждому. Нередко можно видеть человека, достигшего зрелого, даже преклонного возраста и оставшегося полностью зависимым от окружающих ребёнком (первый этап «ОТ»). И также ещё большее количество зрелых лиц, выставляющих «Я», так и не понявших преимуществ команды и коллективной работы (второй этап «ЧЕРЕЗ»). Яркие индивидуалы с выраженным демонстрируемым постоянно и во всём своим «Я». Как правило, эгоисты на личном или узкогрупповом уровне.
Недавно коллега по службе высказал мнение на обсуждаемую тему: «Нужно отметить, что одни так и остаются на всю жизнь “солистами”. Никому не доверяющими. В крайнем случае окружающих себя людьми, готовыми выполнять примитивные команды типа принеси – подай. Такой лидер никогда не станет советоваться с подчиненными, выслушивать их мнения и тем более замечания. Да и вряд ли кто-то осмелится высказать их, т.к. лидер не умеет слушать. В таком варианте не может быть так, как ты отметил осенью 2010 года после летних отпусков, когда все руководители сходили в отпуск, а работа в их отсутствие как шла так и идет».
О синергетическом эффекте командной работы говорят и пишут многие. Получается дополнительный синергетический эффект, когда 2+2=5, или 8, или даже 25. Ещё раз обращаю внимание на пост «Синергетика – весьма полезная в деле и жизни наука» от 19.06.2010г. На практическую полезность синергетического мышления и действий. Проверено – работает, работает просто и без всякой зауми.
Выдержка из Википедии:
Диалектическая триада
«Тезис» — это некая идея, теория или движение.
Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса.
Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется «синтезом».
Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.
Также необходимо отметить, что вместо использования терминов «тезис», «антитезис» и «синтез» диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов «отрицание (тезиса)» — взамен «антитезиса» и «отрицание отрицания» — взамен «синтеза».
Хорошие примеры из жизни, Адам Петрович. Особенно первый, так сказать, в тему, мою тему.
В прошедшую пятницу вместе с заместителем директора ожидали клиента из славного города Бобруйска. Засиделись. Приехал лишь в начале седьмого. Пока помогали выносить-загружали продукцию, зам упал, и подбородком ударился об угол. Итог – 2 рассечения. Кровь не останавливается. В общем поехали к подруге, что бы “зашила” его. Всё отлично. Затем было решено завезти деньги директору. Завезли. Пока шли в сторону такси (а начался конкретный снегопад), зам упал, причём так удачно, что прямо на меня. Итог – у меня сломана лодыжка. Но осознал я это лишь после рентгена на следующее утро (думал, что обыкновенный вывих, аль ещё что). Зама завёз домой.
Итого: 1. Ограничен в своих перемещениях; 2. Т.н. “рождественские каникулы” ни в пять ни в десять сейчас. 3. ДР сегодня.
Каждый выступает помощником, консультантом и даже учителем для других.
Я, быть может, к словам цепляюсь, или ещё как это назвать, но вопрос: Если все такие высококлассные, то кто же всем этим управляет? И какими качествами (личностными, профессиональными) должен обладать руководитель такого коллектива? Понимаю, что в том абзаце мысль изложена другая, но хотелось бы знать, именно с этой точки зрения.
Спасибо за ответ, может и на глупый вопрос .
Гирстун Игорь писал(а):
Игорь, вопрос не в высококлассности членов коллектива. Важнее командный дух. Если есть корпоративность и командный дух, то учится каждый и управляет по мере потребностей и своих возможностей. Происходит обучение на практике.
Пример. В детстве мальчишки играют в хоккей. В процессе игры учатся стоянию на коньках, технике хоккея, тактике и управлению. И если игроки – команда, то каждый периодически берёт инициативу на себя. Нападающий: “Дай пас, быстрее!” Защитник: “Все вперёд, осталось играть 5 минут!” Вратарь: “Елы-палы, рыжий в атаку пошёл, защита, не проваливайтесь!”
Чем не управление? Особая начальная квалификация не нужна. Пусть будет хоть нулевая. Важен командный дух.
Полностью согласен, что слаженный колектив (единая команда) единомышленников может сделать на много больше, чем группа разрозненных людей, пусть даже с великолепным образованием и навыками индивидуальной работы. Из собственного опыта могу сказать, что участвовал в одном проекте от которого нахожусь, можно сказать до сих пор под впечатлением, хотя сам не обдадал на то время специальными навыками (полученный жизненный опыт был лучше школы, техникума и института). Проект длился более 4-х лет, задействовано было большое, сравнительно количество людей, но был получен по истечении этого периода положительный результат. После окончания процесса понял, что поставленные цели всегда осуществимы пусть на них необходимо потратить и несколько лет (все зависит от степени сложности задачи). На сегодняшний день могу сказать, что командная игра может свернуть горы, пусть на первый взгляд это кажется не возможно, в последствии в своей жизни убеждался и убеждаюсь в этом постоянно.
“Прошедшим летом мы направили в командировку в Китай трёх руководителей и специалистов высокого уровня для выбора металлообрабатывающего оборудования. Чужой страна, языковый барьер (двое не владеют иностранными языками) не стали препятствием, и пошла нормальная работа”.
И все же не только коллективизм и порядочность, но и знание иностранных языков – важные профессиональные качества современного менеджера, особенно если в его должностные обязанности входят международные контакты.
А то такое впечатление, что действия разворачиваются не в 2010 году, а в 1918 – красные командиры недостаток образования компенсируют энтузиазмом.
svetlana писал(а):
Спасибо за дополнение, принимается. Есть ещё важные и нужные качества. Компьютерная грамотность, знание финанализа и основ учёта, системное мышление и т.д. Было бы здорово всё знать и уметь. В одном флаконе, как говорится. Возможно, и есть такие таланты, чего о себе, например, сказать не могу. Не умещается в флаконе. К сожалению, “нельзя объять необъятное”. Особенно профессионалам-производственникам, сказывается специфика их работы. Немолодым, которые в своё время изучали иностранные языки только для галочки. Главное качество опытного производственника Петра Сидоровича – доскональное знание своего дела. Можно было бы послать хорошего лингвиста и не получить металлообрабатывающего оборудования, которое мы получаем сегодня.
Хотя, вообще-то, пост не о полном наборе нужных профкачеств у индивида, а о том, что важно работать вместе, командно. Дополнять друг друга. Тогда и получим тот самый один полный флакон.
То, что хорошая команда – это сила, никто оспаривать не будет. Но она не может появиться сама по себе. Самое сложное и есть в том, что бы сформировать команду. А для этого нужна в первую очередь грамотная и четкая кадровая политика. Жесткий отбор при приеме на работу а не так, возьмем, посмотрим, не понравится – выгоним. Увеличение сроков трудовых контрактов, иначе человек не может чувствовать себя полноправным. Приходя в фирму, он связывает с ней свое будущее, будущее своей семьи, надеется, что это на долго и получает контракт на один год. И так продолжается и через два года, и через пять лет и т.д. Он понимает, для чего это делается и оптимизма это не добавляет. Тем более видя, как при первых осложнениях на фирме происходят сокращения. Совершенно естественно, что работник будет ощущать себя не участником команды а попутчиком. А с людьми осторожненько нужно, ведь они живые…
В принципе можно согласиться с приведенными аргументам, но …
На мой взгляд важен процесс рождения коллектива единомышленников.Например, появление жемчужины зависит всего лишь от мелкой песчинки, а результат! Или же вопрос: сколько лидеров должно быть в коллективе? И второй вопрос: что обьединяет людей в коллектив?
У меня была возможность побывать в разных странах и поработать с местными специалистами и пришел к выводу,что у нас и у них разные понятия о коллективе. Тогда возникает следующий вопрос: так что должно обьединять людей в коллективе, если общие критерии?
Общая цель, идеалогия, если не симпатия, то по крайней мере взаимоуважение.
Прибыльский писал(а):
Думаю, поверхностные причины, объединяющие людей в коллективы, бывают различными, как и количество лидеров зависит от характера объединения. В случае демократического, олигархического, диктаторского, религиозного и т.д., благотворительного, производственного, воровского и т.п. коллективов ответы на поставленные вопросы будут отличаться. Влияет и местная специфика, как правильно заметил автор комментария Прибыльский. Т.е. вариантов ответов – пруд пруди.
Но существенный ответ безотносительно целей объединения – в коллективе легче решать задачи, добиваться успеха. Как говорилось, все несовместимые в рамках личности / малой группы лиц качества можно получить “в одном флаконе”. Синергия взаимодействия, когда 2+2=5 и более.
SUHOI писал(а):
но бездельников и лодырей, случайных попутчиков гнать из любой команды!!!
По моему мнению коллектив создает лидер (назову его начальник). Из собственного опыта знаю, что первосортные начальники подбирают себе первосортных подчиненных. А вот второсортные – третьесортных. У первосортного лидера есть одна отличительная черта (кроме многих прочих), он не может не обучать. Заметил еще такие закономерности: если есть Учитель, появляются ученики. Справедливо и обратное, есть ученики, появляется Учитель.
Бывали случаи, когда и один человек спасал весь коллектив. Думаю, всем памятен пример с ЧМ 1982 по футболу , когда итальянский форвард Росси забил 3 гола и бразильцев отправил в нокаут. Но автор во многом прав – такие случаи бывают редко.
Читатель-писатель писал(а):
Поддерживаю, дабы не тянуть на дно весь коллектив
КК писал(а):
Браво. Второсортные начальники не начальники вовсе, а так, случайные попутчики, выброшенные на уровень власти. Как известно, рыба бывает только первой свежести, а во второй свежести это просто гнилая рыба.
Идеология коллективизма подвергается обвинениям в том, что не уделяет достаточного внимания отдельной личности. Коллективисты полагают, что для личности полезна включенность в коллектив, который может представлять группу людей, социальный класс, расу, всё общество, нацию, государство.
Сравнительные психологические исследования У. Бронфенбреннера, проведённые в конце XX века (в СССР и Швейцарии) показали, что характеристики личности сильно зависят от условий воспитания.
Так, воспитанники интернатов в возрасте 12 лет при предъявлении им 21 проблемной ситуации нравственного выбора, в которой они могли, по условиям эксперимента, выбрать один из четырёх путей, дали следующие ответы:
респондент из СССР (%)/ респондент из Швейцарии (%)
пожаловаться взрослым 11/39
рассказать другим детям — сообща воздействовать 12/6
самому поговорить с другом и разъяснить ему недостойность поведения 75/35
ничего не предпринимать — «меня это не касается» 1/20
По поводу двух типов лидеров. Очень наглядно можно продемонстрировать на примере музыкантов. К примеру Ian Anderson & Jethro Tull. Из первого состава остался один Ian Anderson. Остальные музыканты приходят, уходят но это никак не сказывается на изменении в музыке. Они добросовестно и профессионально играют музыку лидера, не привнося своих красок. И возьмем такого человека как John McLaughlin. Он играет совершенно с разными людьми от дуэтов до оркестров, с американцами, европейцами, индусами и т.д. Находит новых и дает им раскрыться. То, что он играет с индийской группой Shakti совсем не похоже на то, что играет с Al DiMeola & Paco De Lucia, или французским гитарным квартетом. От этого его музыка становится разнообразней и богаче. Т.е. ему важно не лидерство а результат…
Я бы классифицировал коллективы по уровням целей, пусть по этажам пирамиды Маслоу. Низшему уровню соответствует стая, причем не только в животном мире, но и в социуме… ну и так далее. А переходы от уровня к уровню – через индивидуализм.
для пф:
Соглашусь. Похоже, как переходит общество из формации в формацию через революцию. Лидер революции – личность, двигающая развитие общества. Так и на уровне миниобщества или коллектива индивидуал – “революционер”, развивающий это миниобщество к следующему уроню.
пф писал(а):
Я бы тоже классифицировал коллективы по уровням целей. И отдельных людей также. Почему по Пирамиде Маслоу+ (обращаю внимание, со знаком “+” обязательно)? Потому что Пирамида Маслоу – наиболее раскрученный брэнд теории мотивации, содержащий иерархию мотивов. Можно брать другие, этот понятен многим.
Так что, “пусть по этажам пирамиды Маслоу”+
Я бы классифицировал коллективы по уровням целей, пусть по этажам пирамиды Маслоу.
Позволю себе возразить. Любой коллектив состоит из людей разной квалификации и соответственно с разной оплатой труда. И если у всех одна задача – получить максимальную прибыль, то распределение этой прибылираставит всех по своим уровням пирамиды. Для одних это будет самый низший ( и их будет большенство) – удовлетворение физиологических потребностей. Просто на большее средств не хватит. Для других, кто может что-то отложить – второй уровень, безопасность. И т.д., до верха. И тех, кто на верху будет очень мало.