Философия Древнего Китая и управление

Предыдущие части:

Часть 1. «Дао Дэ Цзин» и «Дао лидера»

“Мудрый лидер стоит на заднем плане и облегчает процесс других людей. Самые значительные дела, которые делает лидер,остаются преимущественно незамеченными. Потому что лидер не подталкивает, не придает форму или не манипулирует, он не встречает обиду и сопротивление”.

“Более важно говорить простую, грубоватую правду, чем говорить вещи, которые хорошо звучат… Лидер помогает другим найти их собственный успех. Разделять успех с другими – это очень успешно”.

“Дао лидера”

1

Вашему вниманию – объединённая работа, содержащая одновременно «Дао Дэ Цзин» Лао-цзы и «Дао лидера» Джона Хейдера. Многие сложные управленческие ситуации разрешаются с использованием этих двух работ. Концептуальная платформа практически любого устойчивого дела – результат собственного практического опыта и результат осмысления многих источников. «Дао Дэ Цзин» и «Дао лидера» – важнейшие из этих источников.

Были прочтены и проанализированы 8 вариантов перевода “Дао Дэ Цзин” на русский язык от различных переводчиков последних 200 лет. Что интересно, и Лев Николаевич Толстой явился автором одного из русскоязычных вариантов перевода «Дао Дэ Цзин». История создания “Дао Дэ Цзин” из перевода Льва Толстого:

“В самые дpевние еще вpемена, несколько тысяч лет томy назад, в Китае были yже великие мyдpецы, yчившие наpод истинной веpе и истинномy пyти жизни.

Одним из самых замечательных мyдpецов китайских был Лао-Тзе. В этой книжечке напечатаны самые важные мысли из сочинения Тао-Те-кинг, в котоpом Лао-Тзе изложил свои мысли об истинной веpе и пyти жизни.

Пpо самого Лао-Тзе известно очень мало, так как он, как истинный мyдpец, не искал человеческой славы, а, напpотив, бежал от нее. Известно только, что Лао-Тзе pодился в 604 годy до Рождества Хpистова и что он жил пpи двоpе одного китайского импеpатоpа из Чжоyсского цаpского дома. Лао-Тзе вел по поpyчению этого цаpя летопись событий китайской истоpии и хpанил pазные дpагоценные pyкописи, пpинадлежавшие импеpатоpам.

С годами жить пpи двоpе китайского импеpатоpа стало тяжело мyдpецy. Жизнь эта полна была низкопоклонства, сyеты, pаспpей, дpязг; Лао-Тзе же стpемился к такой жизни, живя котоpой он мог бы сосpедоточиться совеpшенно на обдyмывании того, что важнее всего для человека в жизни, на обдyмывании сyщности истинной веpы и пyти жизни. И Лао-Тзе покинyл импеpатоpский двоp и пошел в пyстынные места, где он хотел жить только для дyши.

Когда, по пyти, Лао-Тзе пpибыл в гоpод Гyинь, то начальник гоpного пpохода Инь-Си, котоpый давно знал мyдpеца и почитал его за его yчение, пpосил, чтобы Лао-Тзе, пpежде чем скpоется в yединении, записал свое yчение. Лао-Тзе согласился и написал свое сочинение Тао-Те-кинг, т. е. книгy о пyти и добpодетели. Из этой книги и yзнал китайский наpод yчение Лао-Тзе.

Hаписав этy книгy, Лао-Тзе yдалился в пyстынные, неведомые места, и никто не знает, что с ним стало. Учение Лао-Тзе, изложенное в его книге, как и все великие yчения истины (бpаманизм, бyддизм и дpyгие), было извpащено его последователями. Последователи внесли много лишнего, ложного, несогласного, даже пpямо пpотивоположного в yчение Лао-Тзе в его истинном смысле. И в таком извpащенном виде, похожем на идолопоклонство, yчение это pаспpостpанилось сpеди китайского наpода и насчитывает больше миллиона поклонников.

С китайского языка yчение Лао-Тзе, выpаженное в книге Тао-Те-кинг, было пеpеведено на pазные дpyгие языки, и люди pазных земель, знакомясь с yчением Лао-Тзе, дивились мyдpости и пpавде его yчения в настоящем его виде.

И. Гоpбyнов-Посадов”

По моему мнению, лучший перевод «Дао Дэ Цзин» получился у Ян Хин-Шуна, он и предлагается в объединённой работе.

“Канон пути и благодати”, то есть “Дао Дэ Цзин”, написан Лао-цзы в VI-V веке до н.э. и состоит из 81-го чжана (строфы, параграфы, статьи). Эффективное с точки зрения управленческой практики переложение «Дао Дэ Цзин» для руководителей и топ-менеджеров сделал Джон Хейдер в своей книге «Дао лидера». Структура и логика “Дао лидера” та же, что и “Дао Дэ Цзин” – 81 чжан с тем же смысловым наполнением каждого чжана.

Предлагаемая объединённая работа, как и первоисточники, содержит 81 чжан, каждый из которых

tao_leader

состоит из двух частей. Первая часть каждого объединённого чжана – чжан из «Дао лидера», вторая часть – чжан из «Дао Дэ Цзин». Фрагменты текста, содержащие важную информацию для вопросов управления объектом – коллективом, фирмой, (имхо) провинцией, областью, страной – отмечены жёлтым фоном и красным шрифтом.

ПОВТОРЮСЬ. При осмыслении и подготовке настоящего цикла статей предпринималась попытка написать работу-исследование, своего рода конспект с выводами по книгам древнекитайских мыслителей. В настоящей первой части статьи “Философия Древнего Китая и управление людьми, предприятием” уже было написано около 30% работы по “Дао Дэ Цзин” и “Дао лидера”. Но!! После прочтения промежуточного полуфабриката мною было принято решение не трогать авторские тексты, ограничившись цитатами и выделением самых важных и практически полезных их частей.

ДАО и ДЭ – два базовых понятиях древнего и современного китайского мировоззрения.

Дао, иероглиф ieroglif-dao-720x340, – Бог, Путь. В части корпоративного строительства и управления – цель существования и деятельности компании, стратегия.

Дэ, иероглиф 53492f1529494e3da6f2debf06e5785d, – Благо. Не только добро, честность, справедливость. Благо в максимально широком смысле слова. Благо по отношению к людям, к миру, ко всей вселенной. В управлении – показатель и одновременно условие эффективной деятельности компании и её подразделений.

Эти термины в наибольшей степени подходят в качестве переводов иероглифов Дао и Дэ на русский язык. Неполного перевода, поскольку смыслы Дао и Дэ всеобъемлющи и разносторонни. А любой перевод даже простых и несложных слов и понятий с одного языка на другой в некоторой степени неполон.

Важно! Только на базе древнекитайкой философии бизнес не построишь. Равно, как на базе древнегреческой науки не запустишь в полёт самолёт. Естественно, дОлжно использовать и современные методы корпоративных изменений. Тщательно изучать современные книги и статьи по реинжинирингу. И разрабатывать собственные методики, которые будут давать результаты в практике корпоративного строительства и управления. Привлекать консультантов.

——————————————————————

ЛУЧШИЕ ЦИТАТЫ ИЗ “ДАО ДЭ ЦЗИН” И “ДАО ЛИДЕРА”.

Лучшие с точки зрения принятия решений руководителем. И с точки зрения развития самого руководителя. Цитаты следуют в порядке следования их чжанов в объединённой работе:

– Зная, как работают противоположности, мудрый руководитель не торопится заставить событие совершиться, а позволяет процессу развернуться самому.

– Совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется.

– Лидер разговаривает просто и честно и вмешивается ради того, чтобы пролить свет и создать гармонию.

– В управлении (страной) должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей, в действиях – учитывать время. Поскольку (он) так же, как и вода не борется с вещами, (он) не совершает ошибок.

– Руководя, не считать себя властелином – вот что называется глубочайшим Дэ.

– Смотрите, не тараща глаза. Слушайте скорее мягко, чем усердно.

– Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение.

– Мудрый лидер не вмешивается без необходимости. Присутствие лидера ощущается, но часто группа действует сама.

– Нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные желания и освобождаться от страстей.

– Сосредоточенность и основательность дает лидеру устойчивость, гибкость и стабильность.

– Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность, тот (подобно) горному ручью, становится (главным) в стране.

– Мудрый лидер ведет группу без борьбы, за то чтобы решить задачи тем путем, который он сам наметил. Прикосновение лидера мягко, лидер не обороняется и не нападает.

– Если мои цели ясны, я могу достичь их без суеты.

– Различные степени могущества руководства:  1. Сильное: сознание, пусть непроизвольно, направлено на то, что происходит здесь и сейчас, отсутствие расчетов и потасовок. 2. Менее сильное: попытки делать то, что верно. Представляет собой рассчитанное поведение, основанное на концепции справедливости и управляемое поведение, основанное на представлении, что должно произойти. 3. Наименее сильное: навязанная мораль. Навязанная мораль полностью основана на том, что дОлжно и не дОлжно. Она является полностью и рассчитанной, и управляемой и встречает сопротивление через наказание. Она не проливает света на то, что происходит на самом деле. Она часто приводит к обратным результатам.

– Парадокс: свобода приходит из подчинения естественному порядку.

– Нельзя считать себя драгоценным, как яшма, а надо быть простым, как камень.

– Мягкое вмешательство, если оно ясно, превосходит непреодолимое сопротивление.

– То, что говорит мудрый лидер, настолько очевидно, что часто кажется глупым. Даже честность такого лидера до странности сбивает с толку.

– Хорошо ведомая группа не является полем битвы разных эго. Конечно, будут конфликты, но эти энергии станут созидательными силами.

– Лидер следует инициативе группы и открыт тому, что происходит. Лидер никого не судит и заботлив к “хорошим” и “плохим” людям… Быть открытым и заботливым более эффективно, чем осуждать.

– Он смотрит на народ, как на своих детей.

– Если человек оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет спасения (от бед).

– Корни волнения кроются в прошедших желаниях.

– Кто не соблюдает ДАО – стареет раньше времени.

– Деньги, слава – не важно, добытые или потерянные, не могут сместить лидера из состояния сосредоточенности.

– Управляйте честной, открытой группой… Вмешивайтесь так мало, как это возможно. Вмешательство, пусть даже блистательное, создает зависимость от лидера.

– Страна управляется справедливостью.

– Процесс в группе разворачивается естественно. Он является самоуправляемым. Не вмешивайтесь.

– Совершенномудрый справедлив и не отнимает ничего от другого. Он бескорыстен и не вредит другим. Он правдив и не делает плохого. Он светел, но не желает блестеть.

– Мудрый лидер должен подобен слуге: восприимчив, уступчив, ведом.

– Великому полагается быть внизу.

– Говорите правду.

– На ненависть надо отвечать добром.

– Учитесь распознавать начало. При своем рождении события сравнительно легко поддаются управлению.

– Действие надо начинать с того, чего еще нет.

– Совершенномудрый… следует естественности вещей

– Люди, которые видят мир в терминах теорий, часто имеют слишком сложный взгляд на то, что происходит. Ясность трудна для них.

– Мудрый лидер стоит на заднем плане и облегчает процесс других людей… Члены группы искренне ценят лидера, который облегчает их жизнь, а не продвигает чью-то личную пропаганду.

– Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.

– Эти три качества бесценны для лидера: Сочувствие ко всем созданиям. Материальная простота и умеренность. Чувство равноправия или скромность.

– Самое лучшее военное искусство – это доброта.

– Умный полководец не бывает воинствен. Умный воин не бывает гневен. Умеющий побеждать не нападает.

– Если член группы хочет с вами бороться… никогда не ищите боя… Ваша сила заключается в хорошем уме: осознавайте то, что происходит… Продвигайтесь только там, где вы не сталкиваетесь с сопротивлением.

– Никто не имеет всех ответов. Знать, что вы не знаете всего – намного мудрее, чем считать, что вы знаете много, когда в действительности вы не знаете.

– Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех.

– Кто храбр и воинствен – погибает. Кто храбр и не воинствен – будет жить.

– Путь природы: расслаблять то, что напряженно, наполнять то, что пусто, уменьшать то, что избыточно.

– Уступчивость преодолевает сопротивление, и мягкость незаметно расплавляет твердую оборону. Лидер не борется с силой энергии группы, а струится и уступает, преобразует и позволяет. Лидер должен выносить большое количество оскорблений. Если лидер не подобен воде, лидер ломается. Способность быть мягким делает лидера лидером.

– Не идите на компромисс путем отказа от ваших истинных чувств. Благосклонно и грациозно уступайте вашу позицию. Вернитесь к облегчению того, что происходит. Это не ваше дело быть правым или выигрывать споры.

– Если вы хотите быть свободным, учитесь жить просто.

– Более важно говорить простую, грубоватую правду, чем говорить вещи, которые хорошо звучат… Лидер помогает другим найти их собственный успех. Разделять успех с другими – это очень успешно.

– Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив… Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим… Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тот ценит свою жизнь.

2

————————————————————————

“Дао лидера” + “Дао Дэ Цзин”

Скачать: Дао лидера+Дао Дэ Цзин.doc, или читать далее:

Следующие части:
Добавить в Twitter ВКонтакте Я.ру Мой Мир livejournal.com FaceBook

Комментарии
  • avatar
    Геннадий Терпиловский

    Цитаты прекрасны, даже тем, что противоречивы и “дискутируемы”. Но есть и очень сильные, на мой взгляд. Особо хочу выделить эту “– Действие надо начинать с того, чего еще нет.”

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Геннадий Терпиловский:
    Да, когда ребёнок уже есть, некоторые аспекты его существования поздно исправлять. :)

  • avatar
    Татьяна Волочкович

    Там написано, что лидеру нужно уметь разбираться в обстановке. Это значит, что он должен быть хорошим аналитиком.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Татьяна Волочкович:
    Танюша, Вам, как бизнес-аналитику, виднее. :)

  • avatar
    Татьяна Волочкович

    для ап:
    Я вот подумала: а не разработать ли такую услугу, как личный коучинг по аналитике для руководителей? Как вы думаете – интерес будет или нет?

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Татьяна Волочкович:
    На базе “Дао лидера”+”Дао Дэ Цзин”? В тему статьи.

  • avatar
    Татьяна Волочкович

    для ап:
    Нет, на базе принципов развития и обратных связей, которые в бизнесе почему-то редко учитываются. Всё чаще всего воспринимается в статике.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Татьяна Волочкович:
    Возможно. Но!! Здесь, как и со здоровьем, когда если человек к 40-ка годам не стал сам себе доктором, он стал сильно больным человеком.
    Если руководитель к возрасту зрелости не стал сам себе коучем… короче, плохи его дела. :) Консультанты помогают, но главная работа за самим индивидом.

  • avatar
    Татьяна Волочкович

    для ап:
    Само собой – будет трудиться сам! Но в таком трудном и сложном деле как бизнес, профессиональный взгляд со стороны лишним не бывает. Кстати, выдающиеся актеры, певцы и спортсмены всегда занимаются с тренером.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Татьяна Волочкович

    для ап:
    И потом – в одиночку всего не охватишь, это очень сложные области деятельности (именно деятельности, а не только знаний). Опыт крайне важен.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Са Ша

    Китайская философия полагает что человек – винтик в системе, а это печально… не хочу быть винтиком.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Не бывает общества без системной организационной структуры. Везде человек – часть системы. И подчиняется законам системы на разных уровнях – в семье, на предприятии, в государстве и т.д.
    Разве что робинзон Крузо на необитаемом острове. Да и то он был частью системы, в которую входили дикие племена с соседних островов, а попозже – в системе “Крузо-Пятница”. :)

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Это все придумали египетские жрецы чтобы парить моск рабам и фараонам! -)) человек рождается свободным! его делают частью системы против его воли те, кто уже встроен в нее! поэтому уходили в пустошь и в глухомань, поэтому отшельники и схимники! но их – единицы! остальные – послушные рабы системы!

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Да ну?! Батя с мамкой как нас родили, с первого крика встроили в систему с собой. И далее количество объемлющих каждого из нас систем только росло.

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Все сходится! родители уже часть системы!

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    И как иначе?! Моя абсолютная свобода заканчивается там, где начинается свобода соседа.

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Все сходится! у схимника нет соседей в пустоши. :) :) :)

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Единственный относительно бессистемный вариант. И то ОТНОСИТЕЛЬНО. А что они едят, во что одеваются, каким инстрУментом пользуются? :)

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Они едят буковую кору и плетут ризы из крапивы – это если настоящие схимники а не ряженые.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Вывод – айда в настоящие схимники, чтоб наслаждаться свободой?

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    А у вас есть иные варианты? :) :)

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Как и у вас – жить в объемлющих системах.

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Суть моего протеста – все религии и философии сводятся к тому – как одни могут манипулировать другими! ведь речь именно об этом! причем те кто занимает позицию “сверху” учат тех кто “снизу” приемам и методикам подчинения! а главное – вселяют надежду в их сердца, что если ты будешь выполнять наказ Верхних, то сможешь подняться ! вот это и есть главный фокус!!! никуда ты не поднимешься!! ЭЛИТА – ЭТО РОДОПЛЕМЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВАННОЕ НА РОДСТВЕ!!! чужих там нет.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Это второй вопрос, вопрос управления. А так, человек – существо социальное и жить вне организационной структуры, системы не может. Про оптимизацию организации человеческого общежития, грамотное управление и настоящая статья.

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Может!! еще как может! и самые продвинутые поняли это давно! Диоген с бочкой! Пифагор, прочие Святые – они понимали суть системного управления и пытались выскочить из этого! даже у индусов с их идеей переселения душ разорвать этот круг – высшая цель!! выскочить из системы!! из матрицы!

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Всё относительно. Диоген питался продуктами системы полиса. Про Пифагора уже молчим с его Пифагорейским союзом – “идеалом системы.
    Даже самый-рассамый схимник что делает, когда одёжка поистрепалась и штопаньем не поможешь? Обращается к системе. :)

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Мы – истинные схимники – плетем ризы из крапивы на минуточку!! :) не надо нам впоривать костюм Коминтерна. :)

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Ладно-ладно прикидываться.
    Мы красные кавалеристы, и про нас
    Былинники речистые ведут рассказ. :)

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    а кавалерию не скажу! не в курсе :)

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Эт я к тому, как риза-то крапивная поистреплется а силы будут на исходе- обращайтесь к нам в систему. Льняную от сердца оторвём :)

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Нам чужого не надо! мы свое не отдадим. :)

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Коррроче, ждём вас со льняными изделиями в нашей системе. :)

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Нас и в пустоши неплохо кормят. :) :)

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Геннадий Терпиловский

    для Са Ша:
    Думаю, что нет. Все равно системный. Можно говорить, что схимник несколько изменил “ближайшую” систему пустыни самим своим присутствием (как новый элемент), но скорее вынужден адаптироваться к этой системе – создавая “нечто” для обеспечения своей жизнедеятельности и принимая остальные условия системы “Пустошь”.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Геннадий Терпиловский:
    Безусловно, даже при отсутствии людей человек находится в системе отношений с окружающей средой обитания. Как робинзон Крузо в первые годы своего вынужденного одиночества строил свою жизнь в сложнейшей системе острова и океана.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    /// Руководя, не считать себя властелином – вот что называется глубочайшим ДЭ ///

    Достаточно часто над этим думаю.

    Возможно ли разделение “власти” и “управления”? Насколько “воля к власти” (которая, как известно, “развращает”) мешает “разумному управлению”? Возможно ли управление без власти (власть без управления возможна, однако)? Не явилась ли европейское стремление властвовать над миром толчком к технологическому развитию (и внедрению парадигмы “прогресса” в общественное сознание)? Как повлияли гуманизм и секуляризация на дегуманизацию отношений?

    Неизбежно прихожу к выводу, что Запад – не Восток :)

    Очень признателен Вам, уважаемый Адам, за обещанное продолжение.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Dmitry Moguilnitski:
    Имхо, термины “управление” и “власть” неидентичны,но пересекаются. Управление – возможность применить власть и при необходимости даже в крайних её формах.
    Думается, “барства” не должно быть у управленцев. У командиров любых организаций, стремящихся к успеху. Тогда руководитель будет и полномочен принять любые решения, и уважаем подчинёнными.

  • avatar
    ап

    Наверное, это и будет то, что у древних китайцев называлось ДЭ управленца. Благо для всех. И для дела.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    для ап:
    Пределы Власти размыты, поскольку не определены (не ограничены). Ранее Власть земная ограничивалась Богом.
    А “если Бога нет, то всё дозволено”(с) Расширить пределы – огромное искушение, которому способны противостоять немногие.

    “Барство” – лишь одна из многих граней явления.

    Из свеженького:

    “…Замначальника управления также рассказал о ходе расследования в отношении владельца такси «Алмаз» Виктора Пузикова…На вопрос о том, правда ли, что в момент задержания Пузикова в офисе раздались аплодисменты, представитель ДФР отметил только, что «принимали нас хорошо». https://news.tut.by/economics/551178.html
    ДФР анонсировал новые коррупционные дела по госчиновникам
    news.tut.by

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Dmitry Moguilnitski:
    Барства в широком смысле слова – понтов, самодурства, стяжательства и пр. Всего того, что не является благом.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    для ап:
    Да…уж. Мысленно сопоставляю господствующие в обществе представления об “успехе” с китайским пониманием “дэ”. :)

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Dmitry Moguilnitski:
    Именно так. Всего, что не является ДЭ.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    для ап:
    Чтобы понимать, что не является “дэ”, нужно понимать, что является “дэ”. А вот это – уже вопрос культуры (цивилизации, общества), в котором воспитывался индивид и господствующих норм морали текущего момента.

    Есть ведь и “готтентотская мораль”: Я украл корову – это хорошо. У меня украли корову – это плохо.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Dmitry Moguilnitski:
    Чем более часть мнит себя целым – тем менее ДЭ у этой части. Человек – не пуп Земли. Деревня – не центр цивилизации и не цивилизация. Страна,какая бы она большая и мощная не была, – не мир в целом.
    Критерий, имхо, прост. Общее ДЭ (просто ДЭ в его изначальном смысле) – соблюдение, творение блага для максимального количества индивидов. На пределе – для всех.
    Творение блага – не значит печеньки всем. Кому-то и заслуженное наказание. А за заслуженное наказание преступник не обижается (из следующей публикации, ч.2.статьи).
    П.С. Сознательно не упоминал Имя всуе. Чтобы критерий был понятен и верующим, и агностикам, и атеистам.

  • avatar
    Геннадий Терпиловский

    для Dmitry Moguilnitski:
    Еще хуже, если “мораль” такова – “у соседа есть корова – это плохо”.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    для Геннадий Терпиловский:
    Универсального ответа нет у меня. :)
    Сразу пришел в голову вопрос, а каким путем у соседа появилась корова?

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Человек – пуп земли! особенно если он не в колонне из 1,5 млрд ! китайские дела про то что человек должен системе основаны на проблеме управления огромным количеством людей!! китайцев всегда было много!! человек как разменная монета для достижения высшей цели Руководителей – вот суть китайской философии ! до сих пор как следствие – ни пенсий ни пособий! дети должны смотреть стариков – государство как система не интересуется этим у них! это следствие прямое! Васть мандаринов – в виде лидеров партии! принципиально ничего не изменилось!

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Если Бога нет, – всё позволено. Тогда человек – пуп земли и дОлжно делать то, что захочется.
    Но!! На таких героев есть уголовный кодекс, и быть ему пупом камеры, наблюдать свободно небо в клеточку. :)

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    Некоторым и в Китае платят пенсии. Но не в этом суть. А суть в том, что для стабильности страны государству намного целесообразнее что-то давать народу, постепенно, чем отбирать то, к чему нард привык.

    Это я о “государстве всеобщего благосостояния”, если что. Награбленные коровы имеют свойство заканчиваться.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Са Ша

    для ап:
    Совершенно не в ту степь.
    По вашему если нет пана с нагайкой – то все холопы преступники?

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Са Ша:
    Речь о том, что человек однозначно существует в какой-то организационной системе. И даже не в одной. Законы системы должны выполняться всеми её членами. Выполняешь – хорошо, не выполняешь – наказание. А кто будет наказывать, пан с нагайкой или судебная система – вопрос второй.
    Статья, повторюсь, о принципах управления системами человеков. :)

  • avatar
    Николай Скриган

    для ап:
    Специфика сложных систем – части подчиняются целому и управляются им.
    “Лучше всего этот механизм иллюстрируется на примере
    такой системы, как коллектив, который воздействует на индивида, устремляя к нулю вероятности одних его действий и резко повышая вероятности других, причем, как правило, без всяких силовых воздействий — индивид просто
    не может вести себя иначе.”
    Из статьи о финансовых рынка :) : http://belisa.org.by/pdf/Publ/Art7_i17.pdf

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Николай Скриган

    Пан с нагайкой и судебная система – это крайности. Они чаще всего не нужны. Работают принципы саморегуляции.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    для Николай Скриган:
    А какие бы базовые принципы саморегуляции человеческого сообщества Вы бы выделили?

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    Николай Скриган писал(а):

    Пан с нагайкой и судебная система – это крайности. Они чаще всего не нужны. Работают принципы саморегуляции.

    И принципы саморегуляции работают, само собой. Запуск процесса управления в режим саморегулирования – один из основных лейтмотивов, рассматриваемых в предложенных 2-х работах:
    – “Зная, как работают противоположности, мудрый руководитель не торопится заставить событие совершиться, а позволяет процессу развернуться самому”.
    – “Лидер разговаривает просто и честно и вмешивается ради того, чтобы пролить свет и создать гармонию”.
    – “Мудрый лидер не вмешивается без необходимости. Присутствие лидера ощущается, но часто группа действует сама”.
    – “Процесс в группе разворачивается естественно. Он является самоуправляемым. Не вмешивайтесь”.
    … и прочее.

  • avatar
    Татьяна Волочкович

    для Dmitry Moguilnitski:
    Это культура, общественная мораль и приоритеты жизненных ценностей. например, что престижно, а что – нет.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Николай Скриган

    для ап:
    “…Он также знает, что некоторые встреченные противодействия должны быть доведены до обратной крайности, ибо только тогда выявится их смысл, а тем самым найдутся и панацеи. Каждая нелепая выходка приобретает тем большую явность нелепости, если ей помочь докатиться до края. Тогда развернется вся мерзкая инфузория и даже самые мало осведомленные зрители поймут степень безобразия.
    Сколько раз опытный предводитель, уже имея возможность пресечь поток нелепости, останавливал своих сотрудников, говоря: “Пусть докатится”. Опытный предводитель вызывал засадные полки лишь тогда, когда действительно исполнялись меры надобности. Какой же он был бы предводитель, если бы вызывал крайнюю помощь раньше времени. Враг еще не был бы вполне явлен. Вражеские силы еще не достигли бы последнего напряжения, а запасные полки были бы израсходованы. Потому обратная тактика, прежде всего, знает, что такое бережливость.”
    (с) Н.Рерих.TACTICA ADVERSA

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    для Татьяна Волочкович:
    а ДО культуры, морали, ценностей? Скажем, среди гоминидов или первых людей?

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Татьяна Волочкович

    для Dmitry Moguilnitski:
    Там тоже были общепринятые нормы поведения, традиции и ценности.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    для Татьяна Волочкович:
    Были от кого?

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Николай Скриган:
    Николай Скриган писал(а):

    Сколько раз опытный предводитель, уже имея возможность пресечь поток нелепости, останавливал своих сотрудников, говоря: “Пусть докатится”.

    – да, конечно.
    ————-
    И таким же образом многократно поступал так в отношении самих же сотрудников. Не говоря ни слова, просто отпустив поводья управления и думая: “Пусть докатится”, ничего не делал. Проходило время, всё докатывалось, куда надо, и сотрудники, поумнев, делали так, как надо.

  • avatar
    ап

    для Dmitry Moguilnitski:
    для Татьяна Волочкович:
    Бесспорно, что были и есть. От кого? Ответ зависит от мировоззрения человека. Для духовного/верующего человека – конечно, от Бога. Для материалиста/атеиста – выработаны эволюцией.
    Но!! По-любому, нормы, традиции и ценности были, есть и, надеемся, будут.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    Да я в общем-то о том, что базовые процессы любого НОВОГО сообщества это дифференциация (с последующей стратификацией) и иерархизация.

    Затем уже идет нормотворчество (правила и законы общежития/взаимоотношений) для СВОИХ (потом – и для ЧУЖИХ) с мерами воздействия для нарушителей, кодификация норм и институциализация норм (фиксация и передача-воспроизводство традиции). Далее возможно либо усложнение институтов, либо их пересмотр вплоть до отмены.

    Вот мы тут рассуждаем “лидер и группа”, “коллектив”, “процесс развернулся”. Ведь наличие “лидера” подразумевает дифференциацию и иерархию, не так ли?

    “Коллектив” подразумевает, что это не произвольное сборище, а целенаправленно функционирующее сообщество, где цели определены “сверху” (могут быть и “снизу”, но получили одобрение, как соответствующие установленным принципам).

    “Процесс развернулся” подразумевает, что те или иные люди, в соответствии с принятыми/установленными в коллективе принципами функционирования предпринимают те или иные действия для достижения тех или иных целей.

    А так да, жрецы и правители, устанавливая законы, обычно ссылались на богов (Бога, духов предков). Сейчас в организациях ссылаются на “лучшие практики”. Разница небольшая.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для ап:
    Нет возражений. Но к слову про упомянутые базовые процессы. От слова “база”.

    Базой под функционально-структурной организацией общества выступает его этика. И если общественная этика трактует часть как целое либо как главное в целом, появляются “свои” и “чужие”. Свои и чужие группы людей, племена, нации, страны. Что, увы, – данность сегодняшнего дня.
    Пока реально люди не станут понимать и принимать себя, как часть единого человечества, будет продолжаться нынешняя грызня и войны.

    П.С. Т.н. “человек мира” сегодня – вульгарное понятие. И субъект, мнящий себя “человеком мира”, в подавляющем большинстве случаев в лучшем варианте обыватель-потребитель. А в худшем – орудие в руках более “прошаренных” групп людей.

  • avatar
    Dmitry Moguilnitski

    для ап:
    Согласен со всем, кроме того, что этика – база. Этику вижу как производное дифференциации – правила придумывает/даёт тот, кто сверху. Поскольку в основу человеческой дифференциации положена “сила” (во всех её проявлениях; ум, хитрость, мудрость – тоже сила), то и имеем сейчас то, что имеем.

    И не факт, что имели бы тот же уровень технологического развития при другом принципе дифференциации.

    Другой вопрос, что “лучше” – технологическая продвинутость при гуманитарной отсталости, или наоборот.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Dmitry Moguilnitski:
    ПисАвши именно об этом и думал. :) Ежели угодно, промежуточная база. Формируемая тем/теми, кто сверху. И так до самого-самого верха.
    Но то уже будет концептуально-онтологический дискурс.

  • avatar
    Наталья Чижевская

    для Dmitry Moguilnitski:
    Понимать “сила” – как? И плохой человек – сила? Мне думается всё же в основу положена красота. “Красотою спасется мир”.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Анатолий Бубич

    Какой бы мудрец мудрый не был, он всего лишь часть того, что завтра будет навозом, т.е. целым из которого рождается новая жизнь.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Александр Трофимович Петрыкин

    для Анатолий Бубич:
    Люди всякие бывают. Думает про гуано, говорит про гуано значит сам станет гуаном. :)
    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    Александр Трофимович Петрыкин

    для Анатолий Бубич:
    ПЧЕЛА И МУХА.
    ПРИТЧА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

    На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
    Над поляной, над цветами, трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
    Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
    Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
    – Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась:
    – Не видела я здесь никаких лилий!
    – Как! – воскликнула пчёлка.- Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
    Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
    Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
    – Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
    Вот видишь,- сказал отец Паисий.- Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
    И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.
    А ТЫ НА КОГО ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПОХОЖИМ?
    :) :) :)

  • avatar
    ап

    В развитие темы (пока что неопубликованный фрагмент из части 2 статьи):

    УЧЕНИЕ ЛАО-ЦЗЫ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ VS КОНФУЦИАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ.

    Даосизм, соответствующие ему этика и управленческие технологии по-сущности далёк от конфуцианской этики и технологий управления людьми и государством.

    Китай сегодня – страна конфуцианская, живущая соответствующими нормами. В «Ли-цзы», трактате написанном конфуцианским мыслителем Чжан Чжаном, содержатся предписания практически на все случаи жизни. Например, на дороге – кто кому должен уступить путь. Простой человек может через эти ворота, государев служащий – через те.

    Этика из трактата Конфуция «Лунь Юй»: «Учитель сказал: Ничего не поделаешь! Я не видел, чтобы человек мог, заметив свои ошибки, осудить себя в душе».

    С раннего детства человек должен руководствоваться конфуцианскими нормами. Ребёнок по установленным правилам должен обращаться к старшим – отцу, матери, учителю и иным людям. Уважительного тона мало, нужно выполнять ритуал. Школа принуждает помнить наизусть фрагменты классических конфуцианских текстов, потому что от их знания, понимания и выполнения зависит вся будущая взрослая жизнь маленького китайца.

    Понятия ДАО и ДЭ практически не используются. Добро, добродетель, благо – не из классического конфуцианства и распространённого лексикона нынешних китайцев. Но в конфуцианстве есть категории человеколюбие, гуманность и долг, смысл которых отличен от смысла, вкладываемого нами, людьми больше европейской культуры и воспитания. Смысл этих категорий – следование установленным конфуцианскими нормами взаимоотношений людей и почтение старших. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия»…

    История в представлении китайца – деградация. История в представлении европейца – эволюция. Соответственно, китаец в-основном следует старым правилам и нормам поведения.

    Стыдно не тогда, когда совершил дурной поступок, стыдно, когда о твоём дурном поступке станло известно окружающим. Самоосуждение не приемлемо. Школьник, подросток учится чётко исполнять поведенческие предписания, а не проявлять самостоятельность и креатив. Поддерживая государственную, общественную и семейную иерархию, человек становится гуманным, выполняет свой долг.

    То есть, внешней атрибутике, ритуалам и правилам отдаётся предпочтение во многих секторах китайского общества. Можно сравнить с древнейшими категориями ДАО и ДЭ, используемыми и раскрытыми в “Дао Дэ Цзин”. ДЭ – настоящее, глубинное благо для всех людей, для всей природы.

    Господство конфуцианской этики и поведенческих, управленческих норм в нынешней Поднебесной явилось одним из факторов взлёта страны в мировые экономические лидеры. И в то же время нельзя сказать, что этика, нормы и правила даосов ушли в небытие. Работает принцип инь-ян или принцип маятника. Как это бывало и раньше в жизни китайского общества. Ян – конфуцианская мораль и правила – неизбежно сменится на Инь – даосские мораль и нормы поведения. ДЭ, благо, станет ведущей нормой этики, ведущей нормой китайской морали. Когда? После выработки конфуцианским Ян своего ресурса роста и развития Китая.

  • avatar
    Глеб Шутов

    для ап:
    Современный Китай- страна легистская.

    ——————————————————–
    Комментарий перенесён с фейсбук.

  • avatar
    ап

    для Глеб Шутов:
    Да, легистская по древнейшему Шан Яну. И материалистическая по древнейшему Ван Чуну. И ещё много какая. Нет противоречия.
    Любая страна, любой народ – образование многогранное и несёт в себе признаки и свойства различных концепций.

    Легисты и конфкцианцы близки своим формализмом, требованием следования прописанным процедурам и правилам. Без проникновения в сущность вещей и явлений.

    Легизм и конфуцианство можно назвать “активным Ян” цивилизации Китая. Современной и древней времён Конфуция и Шан Яна.
    Даосизм – “созерцающий Инь”. Жизнь человека, общества, управление на основе понятий ДАО и ДЭ предполагает вИдение и понимание глубинных сущностей и причин происходящих процессов и явлений.

  • avatar

    Подписаться, не комментируя